NFT-лихорадка: спекулятивный рынок крипто-арта набирает обороты
Например, гифка с изображением Нян Кэт — котика, летящего по небу с гламурным свечением и радужным следом — сейчас стоит больше, чем ваш дом.
Non-Fungible Tokens (NFT) — цифровые файлы, которыми можно владеть и торговать на множестве новых онлайн-платформ. Большинство из них содержат какой-то арт-объект. Например, милашку Няна Кэта, летящего по небу с гламурным свечением и радужным следом, или цифровые бейсбольные карточки. Музыка, мебель, одежда — в ход идёт всё.
Как это работает: большинство криптоактивов подобны долларам или акциям — один биткоин или акция IBM сто́ит точно так же, как любой другой биткоин или акция IBM. Но только не NFT. Это уникальные цифровые объекты, которые ценятся в первую очередь как предметы коллекционирования. Причём авторство таких виртуальных артефактов и право владения ими отслеживается с помощью блокчейн-технологий.
Как утверждает Лил Микела:
«Старые системы, идентичности и правила больше не должны связывать нас. Если мы решаем, что что-то имеет ценность или смысл, то так и есть. Моя работа — это размышление об отвержении скептицизма и принятии бесконечных потенциальных результатов, реалий и истин».
Вот пару примеров — просто, чтобы ценить порядок фигурируемых на NFT-рынке сумм:
-
Мэм Nyan Cat был продан за 300 ETH (криптовалюта Ethereum), или около 580 000 долларов на момент подачи заявки 19 февраля. Художник под ником Бипл продал 20 работ за 3,5 миллиона долларов в декабре, и передал крупную цифровую работу аукционному дому Christie’s на онлайн-аукционе, который завершится 11 марта.
-
Одна подделка Бэнкси, созданная художником, называющим себя Pest Supply, была продана более чем за 60 ETH или около 100000 долларов. При этом на рисунке значился трафарет с надписью: «Не могу поверить, что вы, идиоты, действительно покупаете это дерьмо NFT». Более того, непонятно, где и как покупатель теперь сможет перепродать работу, учитывая, что платформа Opensea отключила все будущие продажи этого художника.
-
Музыканты тоже продают цифровые артефакты — по некоторым оценкам только за последние полгода они заработали на NFT 2,7 миллионов долларов. Например, короткий клип с данком Леброна Джеймса из 2019 года продался за 208 000 долларов в тот день, когда более 20000 покупателей потратили в общей сложности более 45 миллионов долларов на покупку клипов NBA TopShot.
-
Аргентинский дизайнер Андрес Райзигнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов.
Пока всё это выглядит несколько странно и больше похоже на развод — ведь финансовая ценность таких виртуальных артефактов, как правило, совершенно не связана с их художественной ценностью. Тем не менее часть экспертов считают, что у рынка NFT-объектов довольно интересные перспективы. Например, такие токены могут стать особой формой идентификации или заменить билеты на виртуальные мероприятия. Или с их помощью можно собирать деньги на благотворительность, как это сделала виртуальная инфлюэнсерка Lil Miquela — с помощью NFT она собрала более 82 тысяч долларов в поддержку проекта Black Girls Code.
«У коллекционных кроссовок за 200 $ себестоимость долларов пять — не больше. Но вы всё равно покупаете их из-за особого ощущения. То же самое и с NFT», — рассуждают инвесторы.
У всей этой истории есть и ещё один нюанс. Борцов за экологию больше всего возмущает возможный вред от выбросов углерода из-за использования блокчейн-технологии. Художник Джоани Лемерсье подсчитал, что один выпуск его рисунков на NiftyGateway вызвал больше выбросов углерода, чем вся его офлайн-студия за 18 месяцев. Другой креатор, Мемо Аткен, подсчитал, что один NFT в среднем отвечает за 211 кг выбросов CO2 — это эквивалент поездки на автомобиле на безине на расстояние в 1000 км.
Источники: Speculative crypto art market takes off, Why an Animated Flying Cat With a Pop-Tart Body Sold for Almost $600,000, Telegram-канал Руки