Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году
По итогам 2020 года — года пандемии и удалённой работы — уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остаётся неизменной с 2019 года на уровне 27%.
По результатам исследования НАФИ, пандемия послужила катализатором уровня компетенций прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%).
При этом доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась — ими обладают 27% россиян, как и в 2019 году. Это на 5 п.п. ниже, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.
Индекс цифровой грамотности россиян по методологии DigСomp в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
-
Информационная грамотность отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети и составляет 67 п.п.
-
Коммуникативная грамотность включает умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети и имеет самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности — 67 п.п.
-
Создание цифрового контента демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети — подиндекс составил 59 п.п.
-
Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека — подиндекс составил 65 п.п.
-
Навыки решения проблем в цифровой среде определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде — по итогам исследования данный подиндекс равен 65 п.п.
Социально-демографические различия
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа — ниже (60–62 п.п.).
Вырос разрыв в цифровых компетенциях между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п.п., в этом году — на 3 п.п. (значение индекса у мужчин — 66 п.п., у женщин — 63 п.п).
Уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п.п.).
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (69 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры — их уровень цифровой грамотности составил 55 п.п.
Тимур Аймалетдинов Заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ |
«Спровоцированный пандемией резкий и вынужденный переход к более цифровому образу жизни помог многим россиянам открыть для себя возможности современных технологий. Социально-культурные и экономические эффекты этого стали хорошо заметны — например, небывалый массовый рост потребления цифровых медиа. Рост рынка edTech — это отражение повышения общественного доверия к дистанционному образованию и ответ на запрос рынка труда на быстрое повышение квалификации, переобучение и даже смену профессии. Многие работодатели впервые увидели возможности удаленной работы, преимущества автоматизации бизнес-процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital-маркетингу.
В то же время, рост уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций в обществе произошел неравномерно и в основном за счет тех, кто такими знаниями и навыками прежде не обладал. Те, у кого цифровые компетенции были развиты средне и даже выше среднего, за пандемию новых знаний почти не приобрели. Это вызывает определенное беспокойство, так как экономический прогресс сегодня определяется именно долей интеллектуальной элиты — специалистов высокотехнологичных отраслей и видов деятельности — в общей структуре общества».
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!