Максим Ильяхов: «Нужно снять корону и надеть её на клиента»
Экс-главред «Тинькофф-журнала», автор книги «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов рассказал изданию Pressfeed.ru, как работать с клиентом, чей любимый аргумент для правок — «мне так не нравится».
Как убедить клиента, если он хочет каких-то неадекватных изменений в нормальном тексте? Например, когда у него нет разумных аргументов, а просто «мне так не нравится».
Если мы занимаемся сервисом, то «Мне так нравится» — главный и священный аргумент. Нужно не убеждать клиента в его неправоте, а проявить максимум внимания к его запросу. Снять корону с себя и надеть её на клиента.
У нас же как: журналист или автор думают, что они тут короли текста, лучше всех разбираются в стилистике, а клиент — колхозник и ничего не понимает. Но ситуация ровно обратная: клиент — предприниматель, он создал продукт или услугу и обратился к вам за помощью в продвижении. Он знает своих клиентов, он продаёт, создаёт добавленную ценность каждый день. Он не на урок к тебе пришёл, он нанял тебя, чтобы ты ему помог с решением задачи.
Поэтому нужно так:
-
Уточняем, что именно клиент имеет в виду. Что именно он хочет изменить? Как? Во всех подробностях, чтобы клиент увидел, что вы реально пытаетесь понять его просьбу.
-
Формулируете, зачем именно он хочет это изменить. «Потому что мне не нравится» — вполне аргумент.
-
Дальше выясняете, как именно клиент это видит, или предлагаете варианты.
-
Если клиент в итоге хочет что-то, что явно навредит его задаче, спокойно объясняете: «Иван Иванович, мы без проблем поставим этот текст, но тогда может случиться вот такой эффект, смотрите…» — и рассказываете, как этот текст повлияет на задачи клиента (обычно это продажи).
-
Обычно клиент в этот момент скажет: «Нет, ну снижать продажи я не хочу. Какие ещё есть варианты?» А если клиент скажет: «Плевать на продажи, хочу такой текст», — имеет право. Это его деньги и его риск.
В общем, ключевое слово — снять с головы корону.
Вы не учитель русского языка, вы — помощник. Бизнес приходит к вам за помощью, а не за уроком стилистики.
Если правка не влияет на задачу текста, я всегда иду навстречу и делаю так, как нравится клиенту. У меня есть принцип:
текст может быть любым, если он решает поставленную задачу.
Если же правка влияет на задачу, я помогаю клиенту это увидеть, и тогда мы обсуждаем, как двигаться дальше. Обычно клиенты не хотят стрелять себе в ногу и снижать свои же результаты из-за стилистических правок.
Чтобы это работало, нужно начинать проект не с текста и не со стиля, а с понимания задачи: зачем мы пишем, на кого хотим повлиять, каким будет результат. И только потом уже обсуждаем стиль, референсы и «хотим как в Коммерсанте». Когда понимаешь задачу клиента, работать намного проще, чем когда просто пишешь какой-то текст.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!