Тренды медиапотребления в России: интернет-СМИ стали конкурировать с телевизионным прайм-таймом
Пандемия изменила привычки пользователей новостных ресурсов в сети.
2020 год изменил многое, в том числе и модель медиапотребления. Он был богат на инфоповоды, и новостные интернет-СМИ, как никогда, конкурировали друг с другом за внимание аудитории. На удалёнке люди находились рядом со своими телевизорами, к которым, казалось бы, и обратятся за картиной дня. Но аналитика показала, что даже дома они предпочли читать онлайн-медиа.
Локдаун сместил время сёрфинга в сети к началу телевизионного прайма — с 19:00 (тренд продолжается и в 2021 году), и интернет-СМИ, таким образом, начали с ним прямо конкурировать.
Этот и другие выводы сделали аналитики Rambler&Co после исследования медиапотребления активов группы компаний — Lenta.ru, «Газеты.Ru», «Секрета фирмы», «Мосленты», медийных вертикалей портала «Рамблер» («Рамблер/новости», «Рамблер/финансы», «Рамблер/женский», «Рамблер/субботний», «Рамблер/спорт», «Рамблер/авто», «Рамблер/путешествия», «Рамблер/доктор», «Рамблер/кино»), «Чемпионата», «Афиши Daily» и Ferra.ru. По данным Mediascope, около половины пользователей рунета посещают площадки холдинга Rambler&Co — в среднем 38% в 2021 году, в пиковые месяцы прошлого года доля достигала 47% — например, в апреле 2020.
Тренд 1. Изменение часов потребления медиаконтента
В 2020 году пользователи десктопа стали дольше задерживаться на площадках Rambler&Co в будни (особенно после 19 часов) в первую (февраль–март) и вторую (июнь–сентябрь) волны локдауна (на 10% и 7% соответственно, по данным «Яндекс.Метрики»). В этом смысле он стал конкурировать с телевизионным прайм-таймом. Раньше пользователи могли прийти после работы и отвлечься на телевизор. В прошлом году они были дома практически постоянно и предпочитали узнавать новости, оставаясь после работы в сети и не всегда переключаясь на телевизионные программы и шоу. В 2021 году тренд сохраняется независимо от ситуации с пандемией.
Также весной 2020 года на смартфонах и планшетах было особенно заметно увеличение пользовательской активности по утрам выходных дней.
Пользователи хотели как можно раньше узнавать последние новости о коронавирусе. Так, в апреле, по сравнению с началом года, число визитов на страницы медиаактивов Rambler&Co увеличилось на 40%, а просмотров — на четверть (по данным «Яндекс.Метрики»). Такая активность длилась почти до конца прошлого года, а показатели января–марта 2021 года сопоставимы с аналогичным периодом 2020 года — то есть пользователи сохранили привычку медиапотребления после года пандемии.
Тренд 2. Мобайл продолжает наступление
В течение всего 2020 года продолжалась миграция пользователей интернет-изданий из десктопа в мобайл. До коронавируса распределение по девайсам было следующее: 35% — десктоп, 65% — мобайл, а весной 2021 года это соотношение уже составляло 26% к 74% (по данным «Яндекс.Метрики»).
Обычно в будние дни ⅔ десктопного трафика потреблялось в офисе в рабочие часы. Но на удалёнке коммуникация между сотрудниками происходила в мессенджерах. Для этого люди чаще всего использовали личные гаджеты, и, соответственно, для интернет-сёрфинга оставались на тех же устройствах. В апреле 2020 года на десктопе произошло перераспределение трети пользователей в сторону выходных дней относительно средней доли за январь–март, а привычно высокая доля читающих новости в четверг и пятницу сократилась на 4%.
Но сто́ит также помнить, что распределение визитов по будням/выходным дням с мобильных устройств имеет сезонный тренд — например, летом в сети начинают читать новости чуть позже по времени, чем зимой.
Тренд 3. Рост регионального потребления новостных ресурсов
На всех ресурсах Rambler&Co заметен рост регионального трафика и в 2020, и 2021 годах. Этому способствует увеличение покрытия и скорости мобильного интернета в регионах.
Но и этот тренд существенно ускорился из-за пандемии. У всех регионов оказалась общая новостная повестка, соответственно, источники для получения информации оказались тоже общими. В апреле 2020, в разгар локдауна, был отмечен рост доли потребления в Самарской области (+93 млн визитов). А в начале 2021 года — в Краснодарском крае, Свердловской и Новосибирской областях, Республике Татарстан (суммарно +67 млн визитов).
Общий прирост из регионов в 2020–2021 годах составил порядка 16,5 млн пользователей.
Источник фото на тизере: camilo jimenez on Unsplash
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!