Топ-100 российских EdTech-компаний в 2021 году заработали 73 млрд ₽: что ждёт их в 2022 году?
В Smart Ranking составили рейтинг крупнейших EdTech-компаний России и собрали их прогнозы на этот год.
Как сообщает РБК, выручка топ-100 участников рынка в 2021 году составила 73 млрд ₽, что на 70% выше, чем в 2020 году. Причём треть выручки принёс последний квартал прошлого года. Лидером рейтинга стала Skillbox Holding Limited с собственником VK, в числе которой компании Skillbox, Geekbrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna. Полный рейтинг можно просмотреть здесь.
Примечательно, что в 2020 году на фоне пандемии рост выручки в EdTech составил 113%. Такое замедление рынка в основном связывают с его насыщением. Как говорит Ольга Хасякова, генеральный директор компании «ИнтернетУрок»: «Объём рынка уже слишком велик для того, чтобы каждый год удивлять нас трёхзначными процентами роста».
Но сейчас главной задачей EdTech становится в первую очередь сохранение аудитории и объёмов продаж: только 10% опрошенных Smart Ranking компаний не зафиксировали падения продаж после 24 февраля. Бо́льшая часть отметила снижение в диапазоне 20–50%.
Все участники рынка ожидают негативного влияния текущих событий на рынок. Если в январе компании прогнозировали рост в 50–70% относительно 2021 года (то есть до размеров около 120 млрд ₽), то сейчас бо́льшая часть (67%) опрошенных уверены, что роста не будет вообще. Из них треть считает, что рынок останется на уровне 2021 года, остальные прогнозируют падение не менее чем на 50%. В заметный рост — до 50% относительно 2021 года — верит лишь 15% опрошенных участников рынка.
Среди проблем, с которым столкнулись участники рынка — падение продаж, перебои в работе интернет-сервисов, отказы со стороны зарубежных клиентов, отказы в рассрочке от банков, проблемы с оплатами из других стран. Многие сообщают о приостановке контрактов с иностранными партнёрами. Часть компаний приостановила любые новые проекты. Как отметил управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский, горизонт планирования сейчас составляет не более 2–3 дней.
«У нас полностью остановились продажи курсов в Instagram, снизился средний чек оплаты платформы. Люди не готовы платить на длительные сроки вперед», — говорит Антон Ельницкий, основатель платформы «Антитренинги.Ру».
Но есть и те, кто выиграл в текущий ситуации. Например, видеоплатформа для бизнеса Kinescope неожиданно оказалась на волне импортозамещения видео-решений. Очень популярны курсы по отечественным платформам и инструментам.
Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education (объединяет школы Bang Bang Education, MAED Academy, Fashion Factory, XYZ, Genius Education и Psychodemiа) верит в запас прочности рынка: «Образование — та сфера, где качество особенно раскрывается в трудной экономической ситуации. Поэтому основной вызов для отрасли — не потерять суть того, чем мы занимаемся, продолжить исследовательскую работу в профессиональных областях, не потерять качество, сокращая издержки на продукт и сервис, в страхе банкротства».
Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра»: «В 2022 году мы будем наблюдать и появление новых участников рынка, и рост технологий у крупных игроков. Молодые игроки будут пытаться „дизраптить“ рынок, потому что он только зарождается, а крупные — создавать и покупать технологии и прогрессивные команды. В любом случае выиграет потребитель».
При этом все эксперты сходятся в том, что, скорее всего, пострадают платформы и разработчики ПО для размещения курсов, так как они сильно зависят от инвестиций.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!