Цифровая тень — как не оставлять следов в сети? Рекомендации от Роскачества
Набором данных о поведении человека в виртуальном пространстве и его кибер-опыте, как правило, пользуются рекламодатели, а также разработчики для улучшения IT-продуктов. Но все эти данные также доступны и злоумышленниками. Как не оставлять за собой цифровых следов?
Будем откровенны — оставаться полностью «невидимыми» и вообще не оставлять цифровых следов, в наши дни невозможно. Сегодня, если о тебе нет информации по запросу в Google или в соцсетях, то это, как минимум, подозрительно. Цифровая тень оставляет свой след везде, где вы побывали. Поэтому присматривайте за ней, выгуливайте только в хороших местах и кормите качественной информацией.
Большие бизнесы шустро подобрались к технологиям получения, хранения и обработки информации, чтобы использовать их в коммерческих целях еще в начале 2000-х. Google, Яндекс, Facebook, Amazon, ВКонтакте грамотно обрабатывают цифровые следы и получают информацию о потребностях пользователей и клиентов.
Согласно глобальному обзорному отчёту DIGITAL 2022, на начало 2022 года число пользователей интернета в мире достигло 4,95 миллиардов человек. По охвату — это 62,5% мирового населения. В России на январь 2022 года насчитывалось 129,8 млн интернет-пользователей. Это 89,0% от общей численности населения страны. Представляете, сколько информации попадает в руки корпораций? В том числе, часть информации попадает в руки не очень честных граждан.
Каким образом остаются цифровые следы?
Ваши шаги постоянно записываются. Пользуетесь ли вы смартфоном или компьютером, «невидимое око» следит за вами. Важные данные о вас знает любое устройство IoT, и Яндекс. Станция с Алисой, и даже проездной на общественном транспорте.
Например, однажды опубликованные в соцсетях фото, комментарии и открытая переписка останутся в интернете навсегда. Если кто-то захочет, то найдет о вас необходимую ему информацию: адрес, место работы, уровень зарплаты, куда ходите и где отдыхаете, что покупаете, ваши предпочтения в музыке, одежде и еде — в общем, все, с чем соприкасался ваш виртуальный профиль. Зачем ему эти данные?
Сергей Кузьменко, старший специалист по тестированию цифровых продуктов Роскачества: «Можно придумать, как использовать любые данные о человеке для различных целей. Информация уже собирается, когда вы просто двигаете мышкой на сайте. Если это интернет-магазин, то ваши предпочтения будут выявлены по тем товарам, на которые вы кликали, или по которым долго водили мышкой, но так и не добавили в корзину для покупки. И вот, ваши вкусы уже известны, а значит, дата-брокерам и рекламщикам будет проще создать контентную рекламу под вас с убеждением купить или сделать что-то».
Роскачество рекомендует соблюдать цифровую гигиену
Свести вероятность негативных сценариев можно, но лишь частично. Принцип простой — чем меньше, тем лучше. Снижайте уровень информационного шума, так вы больше обезопасите себя. Вот наши советы, чтобы вы смогли сохранить тайну частной жизни и данных:
- заведите специальный адрес email и виртуальный номер для регистраций на сайтах, в интернет-магазинах и соцсетях;
- не публикуйте в открытом доступе email, к которому привязаны аккаунты ваших соцсетей;
- закройте свои профили и скройте списки друзей;
- периодически чистите кэш браузеров;
- установите запрет на сохранение файлов cookies (по ним можно отследить историю веб-серфинга);
- ведите переписки только через мессенджеры с постоянным сквозным шифрованием;
- установите антивирус (защищает от вирусов и от клавиатурного шпиона — кейлоггера, который может «прочитать» вводимые пароли и даже подключиться к вебкамере);
- используйте платный VPN с хорошим рейтингом и уровнем доверия. Этот сервис не сохраняет ни историй, ни ключей посещения сайтов.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.