Образование в креативных индустриях как двигатель нового бизнеса
На Российской креативной неделе обсудили современные образовательные программы для творческих предпринимателей.
Каким критериям должны отвечать современные образовательные программы в креативной сфере? Какие трансформации происходят с ними в стремительно меняющейся реальности и как выстраиваются отношения между бизнесом и образовательными институциями в столице? Эти темы обсудили ведущие представители столичных креативных ВУЗов, школ и платформ во время дискуссии «Образование в креативных индустриях: ответ на запрос бизнеса» на Российской креативной неделе, прошедшей в павильоне Created in Moscow, организованном Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы и Агентством креативных индустрий.
В начале встречи её участники отметили необходимость формирования такой экосистемы для креативных индустрий, в которой образование было бы не «вещью в себе», а полноценной составляющей инфраструктуры, интеллектуальная собственность бы работала, а люди, генерирующие идеи, могли бы получить необходимые навыки для их реализации и в итоге — иметь возможность зарабатывать на нематериальных активах.
Система образования в этой сфере начала развиваться относительно недавно. Первым университетом креативных индустрий стал Universal University, изначально основанный на базе Британской школы дизайна. Его исполнительный директор Мария Ситковская рассказала о главных задачах университета сегодня и перспективах его дальнейшего развития:
«Наша программа обучения по-прежнему соответствует международным стандартам. Мы используем не только лучшие практики из Великобритании, США, но также активно ориентируемся на азиатские рынки: работаем с Индией, Китаем, планируем сотрудничество с Южной Кореей. Сегодня как никогда важно оставаться открытыми различным образовательным экспертизам, и мы продолжаем интегрировать наших студентов в глобальный контекст, создавать эффективные коллаборации с другими странами в дизайне, анимации и современном искусстве».
По мнению Ситковской, образование в креативных индустриях должно быть прикладным, поэтому важно учить студентов быть в курсе текущих трендов и работать с индустриальными брифами — «реальными задачами от реальных заказчиков». Такой же стратегии придерживается и Александр Абрамов, директор по образованию Международной креативной школы для подростков TUMO:
«Наше отличие — в мультидисциплинарности. Мы настаиваем, чтобы все студенты изучали несколько креативных направлений одновременно и пробовали себя в кино, анимации, музыке, 3D на примере реальных кейсов и создавали свои продукты, решая актуальные задачи. В экосистеме креативных индустрий мы видим себя как профориентационное агентство, которое прокачивает не только hard, но и soft skills, метанавыки — умение быть гибкими и адаптироваться к изменениям, позиционировать себя на рынке, работать в команде».
О важности командной работы говорила и куратор новой бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Управление в креативных индустриях» — режиссёр, продюсер, эксперт в области социокультурных стратегий и CEO компании «Культура потребления» Дария Женихова:
«Уже несколько лет во всех креативных индустриях остро ощущается дефицит мыслящих управленцев, обладающих не только административными навыками, но и творческим мышлением, обширным культурным бэкграундом. Креативный управленец — это человек, способный проанализировать продукт, понять, насколько он перспективен, как можно улучшить его, как подобрать команду и эффективно ей управлять».
Поскольку организация деятельности в разных креативных индустриях сильно различается, в программе ВШЭ предусмотрено пять профилей. По такой же мультидисциплинарной системе построена и программа обучения школы интеллектуального права для креативных предпринимателей столицы «Креатус», созданная Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Это первая образовательная программа, которая даёт системные знания в области интеллектуального права творческим предпринимателям, не имеющим специализированного юридического образования, во всех креативных направлениях.
Помимо собственно учебных стратегий, эксперты обсудили и то, как меняется сегодня структура спроса на образование в креативной сфере. Об этом подробно говорил основатель и программный директор образовательной платформы Skillbox Сергей Попков:
«Разрабатывая свои образовательные программы, мы ориентируемся на запросы в поисковиках, изучаем, что реально интересно людям. Сегодня в два-три раза увеличился спрос на образование в сфере программирования и IT. Это связано с изменениями в законодательстве, которые обещают таким специалистам ряд преимуществ, но это касается только специалистов, зарегистрированных в официальном реестре РФ. В то же время спрос на образование в сфере дизайна среды упал в два раза».
Рост интереса к образованию в области IT, по мнению Попкова, соответствует актуальному запросу бизнеса на IT-разработки, программирование и всё, что связано с цифровизацией. Однако директор архитектурной школы «МАРШ» Никита Токарев считает, что мало реагировать на текущий момент — важно готовить молодых креативных предпринимателей к тому, чтобы они сами могли создавать и развивать бизнес будущего:
«Наша задача — не подстроить студентов под сиюминутные запросы бизнеса, а воспитать таких специалистов, которые будут способны его менять. Для этого важен междисциплинарный подход к образованию в креативных индустриях, который даёт возможность ориентироваться и менять траекторию движения даже в период турбулентности, который мы сейчас проходим».
В ходе дискуссии эксперты констатировали, что потребности креативного бизнеса не ограничиваются IT-специалистами — потребность в новых программах подготовки и квалифицированных кадрах ощущается и в других креативных индустриях — кино, архитектуре, дизайне, гейминге, анимации и так далее. Участники встречи отметили, насколько важно сейчас развивать сотрудничество с восточными рынками, у которых российскому есть чему поучиться.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!