Использование и восприятие социальных сетей россиянами: исследование РАЭК и НИУ ВШЭ. Читайте на Cossa.ru

21 декабря 2022, 14:45

Использование и восприятие социальных сетей россиянами: исследование РАЭК и НИУ ВШЭ

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели исследование использования и восприятия социальных сетей российскими интернет-пользователями.

Исследование показало, что для 54,7% россиян, принявших участие в опросе, социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Всего социальными сетями пользуются 97,6% опрошенных россиян.

Какие социальные сети знают и используют респонденты

Респонденты исследования продемонстрировали хороший уровень осведомлённости о существующих социальных сетях. 

Самый высокий уровень спонтанного знания у российских пользователей принадлежит отечественным платформам — ВКонтакте вспомнило 89,7% опрошенных, Одноклассники — 73,1%

Зарубежные платформы Instagram* и Facebook, принадлежащие компании Meta*, признанной в России экстремистской организацией, вспомнили 41,2% и 30,8% респондентов соответственно. На 5 месте по уровню знания — Telegram (31,1% опрошенных), который всё больше воспринимается пользователями как социальная сеть, а не как мессенджер.

Аналогичная картина наблюдается при выборе социальных сетей, с которыми знакомы пользователи, из предложенного списка. 

Стоит отметить, что в данном случае знание социальной сети ВКонтакте вплотную приблизилось к 100% (ее указали 96,3% респондентов). 

ВКонтакте также является лидером по знанию среди мужчин и женщин — 95,2% мужчин и 97,1% женщин отметили именно эту социальную сеть. Количество респондентов, знающих ВКонтакте и Одноклассники, среди мужчин и женщин практически совпадает. Вместе с тем среди женщин больше тех, кто знает социальные сети Instagram* и TikTok. У молодёжи (16–24) на втором месте после ВКонтакте по знанию находится Instagram*, на третьем — TikTok, в то время как знания о последних двух социальных сетях среди респондентов более старшего возраста ниже.

Российские социальные сети также лидируют по уровню использования: ВКонтакте используют 80,7% опрошенных, Одноклассники — 45,9%

При этом во ВКонтакте отмечается наилучшее соотношение между респондентами, зарегистрированными в данной социальной сети, и респондентами, использующими данную социальную сеть: 86,4% респондентов зарегистрированы во ВКонтакте, 80,7% респондентов её используют. Аутсайдеры по использованию — Twitter (используют 4% опрошенных), который уже на протяжении нескольких лет стабильно терял аудиторию в России, а также Facebook* (используют 9% опрошенных).

Высокий уровень намерения использовать какую-либо из предложенных социальных сетей продемонстрировали ВКонтакте, которую готовы рассмотреть для использования 68,5% опрошенных россиян, и Одноклассники (41,8% опрошенных). 

Довольно высокий уровень интереса для российских пользователей представляют платформа вертикальных видео TikTok (готовы рассмотреть для использования 33,3% респондентов) и Instagram* (готовы рассмотреть для использования 33,1% респондентов). Среди вариантов «другие социальные сети» абсолютным лидером является Telegram.

Чаще всего опрошенные пользователи выбирают в качестве основной социальной сети ВКонтакте — так ответило 55% респондентов. 

Большинство респондентов выбирают какую-либо социальную сеть в качестве основной, поскольку в ней сосредоточен основной круг общения — друзья и знакомые (данный вариант выбрало 44,7% респондентов). Для 42,7% главной причиной является удобство использования социальной сети. 36,1% пользуются социальной сетью, поскольку они к ней привыкли.

Вместе с тем, для ряда социальных сетей причины выбора в качестве основной отличаются. Так, выбор в пользу Instagram* чаще всего обусловлен интересным контентом (49,3% респондентов). На втором месте — присутствие в этой социальной сети любимых авторов и блогеров (39,5%). Присутствие друзей и знакомых — только на третьем месте (34,2%). Twitter чаще всего выбирают за интересный контент (75%) и присутствие любимых блогеров и авторов (50%). На третьем месте среди причин — привычка и удобство использования (по 25%). Пользователи TikTok идут в эту социальную сеть за интересным контентом (61,2%), а также выбирают ее из-за удобства (53,4%).

Активность респондентов в социальных сетях

Большинство респондентов (58,3%) считают, что проводят в социальных сетях оптимальное количество времени. 24,9% хотели бы уделять меньше времени социальным сетям, а 14,3%, напротив, были бы не против увеличить время их использования.

В основном респонденты исследования не размещают собственный контент в социальных сетях, либо это делают редко (в большинстве случаев это один пост раз в полгода и реже). 

Вместе с тем, опрошенные пользователи активно потребляют контент и используют различные возможности, предоставляемые социальными сетями.

Отношение респондентов к контенту в социальных сетях

ВКонтакте — наиболее универсальная социальная сеть по направлениям использования. 

Здесь общаются, читают новости, слушают музыку и смотрят видео. Основная активность пользователей ВКонтакте связана с общением с друзьями (41,4%) и получением новостей об их жизни (40,4%), а также с потреблением информации по интересам — как посредством рекомендаций (37,2%), так и посредством тематических групп и сообществ (34,9%). 

В Одноклассниках активность сосредоточена в основном на личном общении. 

Здесь пользователи узнают новости о друзьях (23,3%), поздравляют их с праздниками (22,7%) и обмениваются личными сообщениями (20,9%). Facebook* используется, в основном, как источник информации — о друзьях и их активности, а также о событиях по интересующим темам. В Instagram* респонденты чаще всего смотрят короткие ролики, а также потребляют контент, размещенный друзьями и блогерами, либо подобранный по интересам. В Twitter, в основном, заходят для чтения новостей, а также сообщений блогеров и лидеров общественного мнения. Основной контент для пользователей TikTok — короткие видеоролики. Также на данной платформе респонденты пользуются подборками и рекомендациями и смотрят разные видео.

Среди различных видов контента, размещаемого в социальных сетях, пользователей больше всего интересуют новости (41,8% респондентов) и сообщества по интересам (33,8%). 

В топ-5 также входят фотографии, изображения и мемы (32%), короткие видео (31,1%) и музыка (27,1%). В целом, 49% респондентов удовлетворены информацией и контентом, который они получают в социальных сетях. Вместе с тем, только 14,6% удовлетворены ими полностью. 42,7% отметили, что есть чем-то удовлетворены, но есть аспекты, которые нуждаются в улучшении. Недовольных контентом всего 5,7%.

Характеристики социальных сетей

Стоит отметить, что несмотря на то, что 70,6% респондентов не изменили своего отношения к информации в социальных сетях за последние полгода, 

10% респондентов отметили, что они стали меньше доверять информации, размещаемой в соцсетях.

Большинство респондентов (60,3%) отметили ВКонтакте как наиболее удобную социальную сеть. Одноклассники заняли второе место, получив 30% голосов пользователей. Самый актуальный контент, по мнению респондентов, также представлен в социальной сети ВКонтакте (55,8% голосов). На втором месте — Одноклассники (20,3%), на третьем — Instagram* (19,7%). Также 43,9% респондентов отметили ВКонтакте как наиболее технологичную социальную сеть. Instagram* и TikTok заняли второе и третье места (20,6% и 18,7% соответственно).

Зарубежные социальные сети не воспринимаются как безопасные и надёжные большинством опрошенных пользователей. Тех, кто продолжает пользоваться зарубежными соцсетями, привлекает уникальность информации (в топ-3 по оценке уникальности контента вошли TikTok — 18,9% и Instagram* — 18%), большое количество интересных сообществ и каналов по интересующей пользователей тематике (21,3% отметили Instagram*, 16,7% — TikTok), релевантные интересам рекомендации и подборки (19,5% Instagram*, 15,1% — TikTok). 

Таким образом, среди зарубежных социальных сетей наиболее привлекательными для пользователей остаются те платформы, которые специализируются на определенных типах развлекательного контента 

(Instagram* — изображения и короткие видео, TikTok — вертикальные короткие и другие видео), в то время как более ориентированные на информационный и новостной контент Facebook* и Twitter очень низко оцениваются пользователями по всем предложенным для оценки характеристикам.

Об исследовании.

Основу исследования составил онлайн-опрос по базе респондентов, реализованный в период с 08 по 12 декабря 2022 года. Опрос проводился среди респондентов 16+, проживающих в различных федеральных округах России. Всего было проведено 1552 интервью. В ходе исследования оценивались социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Facebook*, Instagram*, Twitter и TikTok.

Опрос реализован при поддержке Online Market Intelligence.

*Компания Meta, которой принадлежит Facebook и Instargam, признана в России экстремистской организацией.

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой