Российские сервисы видеоконференцсвязи увеличили долю в топ-10
Исследование ИАА TelecomDaily.
За прошедший год российские сервисы для видеоконференцсвязи (ВКС) сумели увеличить свою долю на рынке. Так, быстрее остальных из представленных в топ-10 абонентская база выросла у SberJazz — сразу на 214%. Кроме того, в лидерах по этому показателю ещё одна отечественная платформа — Webinar (Meeting). Всего за прошедший год около 40% пользователей сменили платформу для ВКС.
Самым популярным продолжает оставаться Zoom, которым пользуется 72% организаторов конференций. У Skype, согласно исследованию, второе место и 45% голосов. Наиболее востребованный среди российских — Яндекс Телемост — занимает третье место в рейтинге, и его выбирают 19% респондентов. Однако все три лидера в сегменте ВКС не смогли избежать оттока.
ИАА TelecomDaily публикует результаты опроса по использованию сервисов видеоконференцсвязи, в котором приняли участие более 300 российских пользователей — занимающих руководящие должности или владеющих бизнесом, которые, как правило, лично выступают организаторами сеансов ВКС.
Онлайн-анкетирование завершилось в первой половине апреля 2023. Система отбора пользователей в панели соответствует профессиональным нормам и стандартам ESOMAR.
Результаты исследования
Опрос продемонстрировал, что данная категория респондентов активно использует ВКС. Так, 31% работает с сервисом ежедневно и ещё 45% — несколько раз в неделю. Чаще всего они задействуют два сервиса — 49%. Второй по популярности ответ: работа с одним сервисом — 28%. Сразу три выбирают 16%.
Выбрав подходящую платформу, организаторы конференций, как правило, остаются на ней продолжительное время. Самый распространенный ответ — от года до трёх лет (37%). Далее идёт «от трёх лет и более» — 25%. Тем не менее сравнительно недавно пришли на свою платформу около 40% опрошенных. Из них 19% используют сервис от полугода до года.
Более половины респондентов (62%) оформили платную подписку на ВКС-сервис. При этом только треть из них (21%) сделали это из-за того, что в бесплатной им не хватало функционала. 17% оплачивают подписку, чтобы поддержать разработчиков. Однако 8% подключили платную версию сразу же — после того как сравнили функционал платной и бесплатной.
Более того, ещё 11% сообщили, что планируют перейти на платную модель в ближайшее время (5% из них из-за функциональных ограничений). Таким образом, лишь 27% намерены и дальше работать с ВКС бесплатно; из них 16% готовы мириться с ограничениями.
Среди наиболее серьёзных ограничений бесплатных версий респонденты назвали: лимит на продолжительность сеанса, лимит на количество участников, нехватку дополнительных функций.
В 2022–2023 годах многие зарубежные игроки официально ушли с российского рынка. Но для 47% организаторов встреч по ВКС ничего не изменилось — 21% не собираются менять своего зарубежного поставщика, а 26% продолжают пользоваться своим российским сервисом.
Однако 20% заявили, что сейчас ищут варианты замены зарубежного поставщика. Уже отказались от зарубежной ВКС-платформы в пользу российской 16%. Поменяли один зарубежный сервис на другой — 7%. Таким образом, текущие изменения на рынке вынудили 23% пользователей сменить сервис.
Опрошенных также попросили назвать свой сервис на данный момент и тот сервис, которым компания пользовалась год-два назад. Однозначным лидером по популярности стал Zoom — почти 72% (его доля сократилась на 5 п.п., то есть на 7% — ранее 77%). Вторым идет Skype; данный сервис также демонстрирует снижение — 45% сейчас против 53% ранее (минус 14%, 7 п.п.). Третий (и первый среди российских) это Яндекс Телемост, который потерял 3 п.п. (или 13%) — 19% против 22%.
Четвёртый сервис также российский, Webinar (Meeting), и здесь количество пользователей выросло на 30% — 16% против 12%. На пятом месте GoogleMeet, снизивший количество российских клиентов на 34% — 12% против 19%.
То есть в первой пятёрке самых популярных платформ всего две российских, однако в топ-10 они уже заметнее, так как во второй пятёрке таких разработчиков ещё четыре. И именно отечественные компании показали наибольший рост базы в процентном соотношении: у SberJazz от Сбера она выросла сразу на 214%, с 2 до 7%.
В то же время зарубежные платформы — всего в топ-10 их четыре — показали серьезное либо незначительное снижение.
Интегральная оценка сервисов ВКС по критериям, предъявляемым к ним пользователями, — здесь прежде всего рассматривала широта функционала и его востребованность — вывела в лидеры американский сервис Cisco WebEX (59,9 баллов из 74 возможных, 10-е место по популярности).
Российские сервисы показали высокие результаты: TrueConf (55,3 балла, 10-е место по популярности), VideoMost (54,5 баллов, 8-е место по популярности), Webinar (53,9 балла, 4-е место по популярности), SberJazz (52,6 баллов, 6-е место по популярности).
Генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков: «Мы видим, что российские платформы проделали большую работу и в том, что касается пользовательских характеристик, и в том, что относится к продвижению, к поиску оптимальной модели работы с сервисом. По нашим оценкам, спрос на российские решения в сегменте ВКС будет только расти, так как разработчики готовы учитывать интересы отдельных заказчиков, — в частности, добавлять производственный функционал — а забота об информационной безопасности, необходимость иметь постоянную сервисную поддержку сегодня заставляет многие компании отдавать предпочтение российским продуктам».
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!