Социальные сети в России: цифры и тренды, весна 2023
Внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории.
Эксперты Brand Analytics представили данные традиционного ежегодного исследования активной аудитории (авторов) социальных сетей в России за март 2023 года.
В исследование включены суммарные данные по активной аудитории в социальных медиа России, которые включают социальные сети, блоги, форумы, геосервисы, отзовики, маркетплейсы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям.
Отдельно выделены данные по соцсетям: ВКонтакте, Одноклассники, Instagram**, Facebook**, Youtube, Twitter, TikTok. Данные включают объем аудитории, возраст и пол авторов.
Данные по Telegram, Дзен и Rutube приведены не по России, а для русскоязычных социальных медиа, так как у сообщений на данных платформах нет информации о географии.
Сравнить с результатами исследования за 2022 год, когда в соцмедиа России произошли серьёзные изменения из-за блокировок зарубежных соцсетей можно здесь. А скачать свежее исследование 2023 года в формате презентации года можно по ссылке.
Объём активной аудитории и публикуемого контента в соцмедиа России
В марте 2023 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 63 млн. Авторы написали 1,44 млрд публичных сообщений — постов, репостов и комментариев.
По сравнению с осенью (октябрем) 2022 года мы наблюдаем незначительные изменения в суммарных показателях активной аудитории социальных медиа России.
Число авторов (63 млн) подросло на 1,3% — продолжилось восстановление количества авторов, которое за 2022 год снизилось на 6%. При этом промежуточные замеры летом 2022 года показывали более сильное снижение числа авторов — на 12%. Можно говорить по постепенном восстановлении авторской базы при небольшом снижении после блокировок зарубежных соцсетей.
Число сообщений (или объём создаваемого контента, 1,44 млрд единиц), незначительно снизилось (-4%) — наблюдается коррекция после бурного роста объёма контента на 36% в 2022 году.
Ретроспективно можно зафиксировать следующие тренды нескольких последних лет. Пандемийный 2020 год стал годом бурного роста авторов (+30%) — пользователи сели на удаленку и пошли в онлайн. 2021 год стал паузой — продолжением пандемии, а 2022 — годом резкого роста контента (+36%) в качестве реакции соцмедиа на общественно-политические события. Суммарные аудиторные данные за март 2023 не показывают существенной динамики в сравнении с октябрем 2022, однако поведение пользователей разных социальных платформ заметно отличается друг от друга.
Ключевые развивающиеся платформы — Telegram и ВКонтакте. Instagram, после значительного снижения аудиторных показателей в 2022 году, зафиксировался и дальше не снижается. YouTube снижается системно, но не драматически. Facebook частично отыграл падение, а Twitter и TikTok продолжают деградировать.
Общее число авторов (63 млн) и общее число сообщений (1,44 млрд) не являются суммой показателей, представленных на инфографике с данными по соцсетям. Это данные по всем социальным медиа, включающим соцсети, мессенджеры, форумы, блоги, геосервисы, отзовики, UGC-площадки и т. д. При этом общее количество авторов учитывает присутствие одних и тех же пользователей на различных площадках. А общее количество сообщений учитывает объём публикаций на источниках соцмедиа, данные по которым не выделены отдельно в данном исследовании.
Тренды в развитии социальных медиа в России
В 2023 году сохраняется выросшая за 2022 год активность авторов. В 2020 году (пандемия) наблюдался резкий рост числа авторов (+30%). В 2021 году было затишье — продолжение пандемии. В 2022 году — резкий рост публикуемого контента (+36%) как ответная реакция на общественно-политическую повестку.
В 2023 году число активных авторов в соцмедиа продолжает восстанавливаться (+1,3% в марте 2023 по отношению к октябрю 2022). Активность в создании контента незначительно снизилась (-4%) — наблюдается отскок после резкого роста.
Лидирующие платформы — ВКонтакте и Telegram. ВКонтакте — соцсеть № 1 в России и по числу авторов, и по объёму публикуемого контента. Telegram демонстрирует постоянный прирост аудиторных показателей в русскоязычном поле социальных медиа без привязки к российской географии.
Специализация платформ сохраняется. Сохраняется «специализация» социальных платформ. ВКонтакте — всё ещё воспринимается как лучшая универсальная соцсеть. Telegram продолжает расти на новостях, Дзен удобен для текстовых блогов и, потенциально, для видео. YouTube остается главной площадкой для потребления видеконтента, Instagram’меры притихли, но перестали покидать платформу, Facebook вернул часть пользователей и сохраняет за собой политизированную и деловую аудиторию.
Развитие в направлении авторских платформ. ВКонтакте, Telegram, Одноклассники, Дзен, Rutube, а также такие молодые платформы, как Yappi сделали ставку на авторский контент и рекомендации. Большинство платформ запустили специальные программы по привлечению авторов и, в первую очередь, развивают новый функционал именно под них. Потенциал для роста демонстрируют также ЯRUS и TenChat, имеющие каждый свое уникальное позиционирование. Ожидаем, когда стратегии развития площадок проявятся в данных измерений.
Полное исследование читайте в блоге Brand Analytics.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!