Ecommerce за полгода: как интернет-магазины растут в эпоху маркетплейсов
Аналитики ЮKassa изучили онлайн-платежи за январь–июнь 2023 года и июль–декабрь 2022 года.
По данным ЮKassa, за первые шесть месяцев 2023 года общее число покупок в интернет-магазинах выросло на 20% по сравнению с предыдущим полугодием. Обороты платежей увеличились на 17%, а покупателей в интернете стало на 6% больше.
Что происходит с продажами в интернете
Несмотря на трудности, с которыми российский рынок ecommerce столкнулся за последние несколько лет, он продолжает развиваться. По прогнозу Data Insight, в 2023 году объём онлайн-продаж достигнет 7,4 трлн рублей, а количество выполненных заказов составит 4,6 млрд.
Одним из главных драйверов роста онлайн-торговли остаются маркетплейсы. Они создают привлекательные условия для селлеров и заполняют почти все ниши, в том числе те, которые освободились после ухода иностранных брендов с российского рынка. По данным аналитиков ЮKassa, за первые шесть месяцев этого года количество покупок на маркетплейсах выросло на 22% по сравнению с предыдущим полугодием. Обороты платежей стали на 13% больше.
«Заработать в интернете могут не только крупные маркетплейсы, но и небольшие интернет-магазины, особенно если они специализируются на товарах для дома, одежде и на нишевых товарах, например для рыбалки, спорта и активного отдыха. Рынок развивается в том числе за счёт перетока из офлайна в онлайн», — коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Чтобы привлекать новых клиентов и сохранять доверие существующих, интернет-магазинам необходимо в постоянном режиме улучшать сервис. Успешные продавцы уже не могут работать без бесшовных платёжных сценариев и большого разнообразия способов оплаты, доступных покупателям. Многие подключают оплату по частям, чтобы повышать конверсию и средний чек.
Среди маленьких магазинов больше всего — на 92% — выросло количество площадок, которые продают товары для охоты и рыбалки. Обороты таких магазинов увеличились более чем втрое, как и число покупок, а средний чек стал на 6% больше и составил 7122 рубля. На 65% выросло число небольших магазинов, которые продают товары для дома. Их обороты увеличились на 81%, число покупок — на 46%, а средний чек — на 24%, до 1199 рублей.
В первом полугодии заметный рост продемонстрировали также средние магазины мужской и женской одежды — их стало на 52% больше, чем в июле–декабре 2022 года. Обороты платежей таких интернет-магазинов выросли на 68%, покупок стало на 55% больше, а средний чек вырос на 9% и составил 11 490 рублей.
За что россияне платят в онлайне
Один из трендов — онлайн-оплата услуг салонов красоты и парикмахерских. При оплате в интернете салоны могут давать клиентам скидки на бьюти-процедуры или брать предоплату на этапе брони. За первые шесть месяцев этого года обороты салонов красоты и парикмахерских в онлайне выросли относительно июля–декабря 2022 года более чем в два раза, как и число платежей. Средний чек увеличился на 16% и составил 2023 рубля.
Растёт и количество платежей в социальных сетях. Сюда относится также оплата услуг в российских дейтинговых сервисах, которые получили приток новых пользователей после ухода Tinder. За отчётный период обороты платежей в этой категории выросли на 44%, число покупок — на 28%, а средний чек — на 13%, до 244 рублей.
Ещё одна тенденция — рост благотворительных платежей. В 2022 году Россия вошла в десятку стран с самым большим ростом индекса благотворительности. С 67-го места, которое было в 2020 году, Россия поднялась до 30-го. В этом году рост продолжается. В январе–июне обороты благотворительных фондов, которые принимают пожертвования через ЮKassa, увеличились на 44% по сравнению с предыдущим полугодием. Пожертвований стало на 12% больше, а благотворителей — на 18% больше. Средний платёж вырос на 28% и составил 128 рублей.
Продолжает развиваться и рынок онлайн-образования, который демонстрировал большой рост последние три года. В январе–июне обороты платежей за онлайн-курсы, мастер-классы и прочие образовательные услуги выросли на 18%, как и количество покупок. Плательщиков стало на 5% больше, чем в июле–декабре 2022 года, а средний чек не изменился и составил 3236 рублей.
«Из года в год растут платежи на игровых ресурсах. За последние полгода обороты таких платежей выросли на 16%, число покупок — на 31%, количество плательщиков — на 16%. При этом средний чек в этой категории снизился на 12% и составил 467 рублей. Другие категории — цифровые товары, рестораны быстрого питания и другой общепит, медицинские услуги, оптика, БАДы и спортивное питание — завершили первое полугодие с ростом оборотов до 10%», — коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Как платят в онлайне
В первом и втором кварталах 2023 года самый заметный рост в ЮKassa показал метод SberPay. По сравнению с июлем-декабрём 2022 года обороты всех платежей этим способом выросли на 43%, а количество платежей — на 37%. В маленьких магазинах платежей через SberPay стало на 43% больше, а платежей картами — на 12% больше. В средних магазинах SberPay вырос на 28%, а число платежей картами не изменилось.
«SberPay — второй по популярности способ оплаты в ЮKassa, который демонстрирует стабильный рост. Первыми остаются банковские карты, но они растут медленнее. За полгода количество всех платежей картами в ЮKassa выросло на 15%, оборот увеличился на 12%. SberPay и другие альтернативные способы оплаты позволяют покупателям платить быстро и удобно, а магазинам — сохранять платёжную конверсию», — коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Общая доля платежей картами за отчётный период снизилась на 4% и составила 74%. При этом доля платежей через SberPay выросла на 15%, сейчас она достигает 11%. Около 8% занимает оплата кошельком ЮMoney, который остаётся популярной альтернативой ушедшим «пеям». Ещё 7% приходится на другие методы, среди них — оплата привязанными к Сбер ID картами, по QR-коду и через MirPay.
За первые шесть месяцев этого года средний чек при оплате кошельком ЮMoney в маленьких магазинах вырос на 4% и составил 789 рублей. Около 20% платежей кошельком приходится на товары с доставкой, также этим способом часто платят на игровых ресурсах. По размеру среднего чека лидируют покупки авиабилетов и туров, электроники и бытовой техники.
Методика исследования: аналитики ЮKassa изучили данные более чем 180 тысяч интернет-магазинов, которые проводят свыше 2 млн успешных платежей в сутки. Рассматривались онлайн-платежи пользователей в интернет-магазинах разных сегментов (малый, средний, крупный) за январь–июнь 2023 года и июль–декабрь 2022 года.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!