Что происходит с игровой индустрией и киберспортом в России
Совместное исследование ЮKassa и Федерации компьютерного спорта (ФКС) России.
Сегмент видеоигр в России продолжает расти, киберспорт набирает популярность и привлекает новую аудиторию. По данным ЮKassa, с января по июль 2023 года обороты игровых площадок выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. За лето число покупок игровых товаров выросло на 12% по сравнению с весной, а плательщиков стало на 8% больше. При этом 54% геймеров играют каждый день, а 64% готовы ежемесячно тратить на игры до тысячи рублей.
Игровая индустрия продолжает расти
По данным аналитиков ЮKassa, с января по июль 2023 года обороты игровых площадок выросли более чем вдвое относительно аналогичного периода 2022 года. Число платежей тоже увеличилось в два раза, а плательщиков стало на 72% больше. Средний чек вырос на 2% и составил 490 рублей.
Летом этого года, с 1 июня по 20 августа, число покупок игровых товаров выросло на 12% по сравнению с весной (с 10 марта по 31 мая). Обороты игровых площадок увеличились на 10%, а плательщиков стало на 8% больше. Средний чек почти не изменился и составил 645 рублей.
Чаще всего геймеры оплачивают игровые товары банковскими картами (68%). Второе место среди способов оплаты занимает SberPay (18%) — с января по июль число таких платежей выросло на 92%. Ещё 2% платежей приходится на кошелёк ЮMoney.
Из геймеров в спортсмены
Видеоигры уже давно перестали быть просто способом провести время и выросли в профессиональный спорт, и Россия первой в мире это официально признала, отмечает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.
«Компьютерный спорт вошёл в перечень признанных видов спорта в 2001 году. В 2017 году дисциплины „боевая арена“, „соревновательные головоломки“, „стратегия в реальном времени“ и „технический симулятор“ вошли в список спортивных дисциплин, развиваемых на общероссийском уровне», — Дмитрий Смит.
В августе стало известно также, что в России подготовлена стратегия развития игровой индустрии до 2030 года. Предполагается, что она будет способствовать развитию отечественного геймдева, в том числе киберспорта.
Россияне «подсели» на киберспорт
По данным Дмитрия Смита, совокупная аудитория трансляций турниров ФКС России достигает 43 млн человек.
«Преимущественно это мужчины, но в последние годы доля женщин постепенно увеличивается», — президент ФКС России.
Рост интереса подтверждают и данные опроса ЮMoney. Больше половины опрошенных сообщили, что интересуются киберспортивными трансляциями. Из них 41% периодически смотрит стримы или читает новости, а 14% респондентов регулярно следят за трансляциями.
Среди опрошенных, которые следят за сегментом, самым популярным жанром стали шутеры (35%). На втором месте — стратегии (20%), а на третьем — жанр MOBA (14%). Далее идут спортивные симуляторы и файтинги — они получили 9% и 8% голосов соответственно. А некоторые пользователи отмечают, что жанр для них не важен.
Киберспортивных турниров и их участников тоже становится больше, отмечает Дмитрий. Сегодня в турнирах ФКС России участвует более 500 тысяч человек. Среди опрошенных ЮMoney 20% пользователей уже участвовали в киберспортивных мероприятиях, ещё 1% готовится к своему первому турниру. Но большинству респондентов (56%) пока не доводилось участвовать в турнирах.
Геймеры играют на ПК
Больше половины участников опроса на сайте ЮMoney (54%) играют в игры каждый день. Ещё 27% делают это несколько раз в неделю, остальные 19% — пару раз в месяц или даже реже.
Большинство предпочитает играть на ПК — такой вариант выбрали 65% респондентов. На втором месте мобильные телефоны (15%), на третьем — ноутбуки (13%). Консоли предпочитают 5% участников опроса, на планшетах и облачных сервисах играют по 1%.
Самым популярным жанром тоже стали шутеры — за них проголосовали 33% опрошенных. Далее следуют RPG (22%), симуляторы (16%) и стратегии (12%). Менее популярными оказались MOBA (7%), головоломки (7%) и файтинги (2%).
Среди любимых игр лидирует Counter-Strike (16%). На втором месте — Call of Duty (9%), на третьем — Dota 2 (8%). А вот знаменитые «Танки» оказались не столь популярны — «Мир Танков» выбрали только 6% респондентов. Столько же назвали Minecraft.
Новые игры покупают редко
Больше всего участников опроса (58%) покупают новые игры раз в год. Ещё 24% тратятся на игры каждые два-три месяца, 13% — раз в месяц, а 5% совершают покупки ежемесячно.
Большинство (64%) тратит на игры до тысячи рублей в месяц. Ещё 25% назвали суммы от одной до пяти тысяч рублей в месяц. Лишь 5% респондентов тратят на игры от пяти до 10 тысяч рублей, столько же готовы ежемесячно отдавать более 10 тысяч.
Среди внутриигровых покупок лидируют скины (34%), затем идёт боевой пропуск (30%). Только 8% геймеров сообщают, что вообще ничего не покупают.
Тренды игровой индустрии и киберспорта
«Для российского рынка игровой индустрии отключение от ряда внешних систем стало стимулом к развитию. Многие геймеры переходят на отечественные платформы онлайн-игр и киберспорта, участие в развитии сегмента становится важным направлением бизнеса российских IT-компаний. Рост покупок говорит о востребованности таких продуктов», ― коммерческий директор финтех-компании ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Главными трендами отрасли президент ФКС России называет те, которые позволяют сделать киберспорт общедоступным и стирают границы между геймерами. Это, например, ориентированность на стриминг, сторителлинг, мультиплатформенность и адаптация контента под пользователя. Кроме того, есть тенденция на рост мобильного гейминга, за которой следует и киберспорт. Также среди трендов — развитие VR- и AR-сегментов.
«Я уверен в одном: куда бы ни пошли инновации, киберспорт найдёт своё место и люди всё равно продолжат соревноваться», — президент ФКС России Дмитрий Смит.
Об опросе.
Опрос ЮMoney проводился в августе 2023 года. В нём поучаствовали 3000 пользователей.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!