Россияне почти на треть увеличили траты на онлайн-образование. Читайте на Cossa.ru

09 октября 2023, 15:00

Россияне почти на треть увеличили траты на онлайн-образование

Исследование ЮKassa, «Школа 21» и «Фоксфорд».

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney), «Школа 21» (школа программирования от Сбера) и «Фоксфорд» (образовательная платформа) изучили спрос на образовательные услуги в январе–сентябре 2023 года и пришли к выводу, что россияне продолжают активно инвестировать в собственное образование, а преподаватели — повышать квалификацию.

Рынок онлайн-образования вырос на 29%

По данным ЮKassa, в январе–сентябре 2023 года общий оборот компаний из сферы образования увеличился на 29% по отношению к январю–сентябрю 2022 года. Платежей стало на 42% больше, плательщиков — на 10%. При этом средний чек снизился на 10%, до 3357 рублей.

Основной объём платежей пришёлся на второй квартал. По отношению к первому кварталу обороты выросли на 36%, количество оплат — на 21%, а плательщиков стало на 27% больше. Средний чек вырос на 13% и составил 3440 рублей.

«Сегмент образования постоянно трансформируется, появляются новые программы и форматы обучения. Основным способом оплаты остаются банковские карты — их доля составляет 79%. А среди альтернативных методов платежей на первом месте прочно закрепился SberPay с долей 15%. Примерно те же пропорции были и в январе—сентябре 2022 года», — коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Тренд на самообразование

Как отмечают аналитики ЮKassa, особой популярностью среди россиян пользуются мастер-классы и тренинги. За указанный период оборот платежей за такие услуги увеличился на 33%, самих платежей стало на 55% больше, а плательщиков — на 20%. Средний чек снизился на 14% и составил 2975 рублей.

Самый высокий спрос на мастер-классы был во втором квартале этого года. По сравнению с первым оборот платежей в этой категории вырос на 48%, количество оплат — на 26%, а число плательщиков — на 33%. Средний чек увеличился на 17%, до 3092 рублей.

Подготовка к учебному году

В январе–сентябре 2023 года средний чек образовательных учреждений вырос до 11 372 рублей — это более чем в пять раз превышает показатель за январь–сентябрь 2022 года. Однако оборот платежей снизился на 34%, а количество платежей и плательщиков — на 87%.

Повышенным спросом услуги образовательных учреждений пользовались в третьем квартале 2023 года, что, вероятно, связано с подготовкой школьников и студентов к учебному году. По сравнению со вторым кварталом оборот платежей вырос в два с половиной раза, а количество платежей — на 22%. Средний чек тоже вырос более чем вдвое и составил 17 363 рубля — против 8072 рублей во втором квартале.

Эксперты онлайн-школы «Фоксфорд» подтверждают, что интерес россиян к дополнительному образованию растёт. Среди дошкольников и учеников младших классов, например, рост продаж составил 31% год к году.

Самые популярные дисциплины в дошкольном образовании (по данным «Фоксфорда»):

  • подготовка к школе;
  • занятия с логопедом;
  • чтение;
  • английский язык;
  • эмоциональный интеллект;
  • общее развитие, эксперименты.

Самые популярные дисциплины в начальной школе (по данным «Фоксфорда»):

  • математика — как школьная, так и олимпиадная;
  • английский язык;
  • программирование;
  • русский язык;
  • география, история, эксперименты;
  • шахматы;
  • китайский язык;
  • финансовая грамотность, эмоциональный интеллект.

Также заметно растёт интерес к программированию как к внешкольной дисциплине. За год количество учеников в этом сегменте выросло, по данным онлайн-школы «Фоксфорд», на 39%.

Общее количество пользователей в сегменте средней школы выросло в третьем квартале 2023 года примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Среди дисциплин популярнее всего математика (учеников стало на 44% больше), русский язык (+42%) и физика (+41%). Иностранные языки растут немного медленнее (в среднем — на 25%).

Переход на домашнее обучение

По данным «Фоксфорда», в России наблюдается интерес к полному переходу школьников на онлайн-обучение. Количество учащихся в рамках проекта компании «Домашняя школа» растёт с каждым годом.

«В 2020 и 2021 годах в нашей школе было 7 600 учеников, в 2021 и 2022 годах — 13 тысяч, а сейчас уже более 25 тысяч. Большинство из них — ученики средней школы, то есть пятого-восьмого классов. Чуть меньше учатся по программе начальной и старшей школы», — Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд».

Спрос на профессиональные курсы

По данным ЮKassa, в январе–сентябре оборот платежей профессиональных школ и специализированных курсов вырос на 20% год к году. При этом число плательщиков снизилось на 17%, а количество платежей осталось на прежнем уровне. Средний чек увеличился на 19%, до 7699 рублей.

Как отмечают в «Школе 21», специализированные курсы и дополнительное профессиональное образование будут востребованными ещё долгое время, особенно в сфере информационных технологий. По словам экспертов, преподаватели информатики, например, постоянно совершенствуют свои знания и адаптируются к изменениям в профессии.

«На рынке дополнительного профессионального образования представлено много обучающих программ, конкуренция растёт, и на первый план выходит вопрос о качестве услуг. В „Школе 21“ мы уделяем много внимания квалификации преподавателей. За образовательный контент у нас отвечает около 70 экспертов. Как правило, это математики, информационные аналитики, робототехники, инженеры, специалисты в бизнесе и по системам управления в ИТ. Около 70% из них занимают руководящие должности», — руководитель направления отдела развития проектов «Школы 21» Анастасия Иванова.

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой