«Исход зарубежных компаний перетряхнул российский ИТ-рынок, но не завалил его». Читайте на Cossa.ru

19 октября 2023, 13:39

«Исход зарубежных компаний перетряхнул российский ИТ-рынок, но не завалил его»

При этом изменения основных его сегментов похожи на те, что выявили аналитики Gartner на глобальном рынке.

Объём российского рынка ПО, согласно оценке Ассоциации РУССОФТ, составил в 2022 году 1,133 трлн ₽. В рублёвом выражении он увеличился на 1%, а в долларовом — на 8,8% до 16,56 млрд $. Весь российский рынок ИТ ужался в рублях на 8–10% до 2,75 трлн ₽ и в долларах на 2,5–3% до примерно 40 млрд $. 

Российский рынок ПО, по оценкам РУССОФТ, в рублёвом выражении почти не изменился в 2022 году, а вполне приличный рост в долларовом выражении вызван, прежде всего, укреплением рубля по отношению к доллару.

Важно сразу пояснить, что рынок ПО РУССОФТ определяет совсем иначе, чем IDC и Gartner, включая в него не только стоимость лицензий, но также доходы от внедрения и техподдержки собственных решений, SaaS и заказной разработки. То есть, все продажи, которые являются основными для софтверных компаний и связаны непосредственно с разработкой ПО.

Общий объём рынка ПО определялся суммированием показателя импорта компьютерных услуг (по данным ЦБ РФ, они составили 3,358 млрд $ или 218 млрд ₽), продаж отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке собственных программных продуктов (согласно расчетам РУССОФТ, 640 млрд ₽ или 9,35 млрд $) и продаж услуг по заказной разработке (264 млрд ₽ или 3,86 млрд $). Метод не совершенен, но общее представление о ситуации на рынке ПО и об изменении его структуры вполне позволяет иметь, а она изменилась кардинально.

Естественно, резко снизилась доля зарубежного ПО. Поскольку продажи российских софтверных компаний на внутреннем рынке поднялась на 37,1%, а импорт компьютерных услуг, согласно данным ЦБ РФ, сократился, если его пересчитать в рублях, на 40%, доля зарубежного ПО сократилась с 34% до почти 20%, а доля отечественного ПО увеличилась с 66% до почти 80%.

Какого-то явного изменения объёма продаж услуг по заказной разработке ПО на внутреннем рынке не было выявлено. На эти услуги приходится по итогам 2022 года 23% от общего объёма рынка ПО (годом ранее было 23,5%). В то же время, значительно возросла доля отечественных программных продуктов — с 42,5% до почти 57% (их продажи в абсолютных величинах увеличились на 35% в рублях и на 45% в долларах).

Максим Семёнкин, генеральный директор CodeInside: «Описанные тренды подтверждаются нашим опытом. В первой половине 2022 года можно было наблюдать неопределённость среди заказчиков. Кто-то откладывал старт проекта, кто-то даже замораживал запущенный проект. Но во второй половине года большинство подстроились под реалии и портфель заказов снова начал расти. Похожую оценку ситуации также слышал от коллег по отрасли».

Вадим Сабашный, генеральный директор «ЛАНИТ-ТЕРКОМ»: «2022 год был очень непростым для ИТ-компаний. Основным трендом этого времени был рост доли ИТ-услуг. Многие компании оказались без вендорской поддержки и замещали её работой сервисных компаний и интеграторов, что значительно изменило планы по цифровой трансформации, фактически отложило на год-два. При этом стал наиболее заметен тренд перехода в облачные сервисы. Внедрения технологий искусственного интеллекта и IoT в производственные процессы только ускорились, но преимущественно на отечественных решениях».

Российский и мировой ИТ-рынки

В начале апреля 2022 года американская аналитическая компания IDC предположила, что российский рынок ИТ по итогам года сократится на 39% — с 31,2 млрд $ до 19,1 млрд $. Даже не имея полных данных, очевидно, что прогноз оказался ошибочным — столь значительного сокращения закупок ИТ точно не произошло. У IDC итоговых данных за 2022 год нет, поскольку эта компания вынуждена была уйти из России вместе с западными вендорами.

РУССОФТ пока не проводит исследование ИТ-рынка, имея собственную информацию только о продажах софтверных компаний на внутреннем рынке. В то же время анализ результатов различных исследований и данных об обороте крупнейших системных интеграторов позволяет делать оценки размера этого рынка и его изменений. Согласно этим оценкам, во все последние годы объём рынка ИТ и его отдельных сегментов у РУССОФТ был значительно больше, чем у IDC. Основная причина — использование разных способов расчётов.

Имеются обоснованные предположения, что американское аналитическое агентство, опираясь на собственную методику, уделяло внимание только тем сегментам, на которых доминируют зарубежные вендоры. Задача РУССОФТ — охватить ИТ-рынок целиком. Подводя итоги 2022 года, важно также было сравнить тренды, имеющиеся в России и в мире.

Павел Калякин, генеральный директор МойОфис: «Уход иностранных компаний спровоцировал рост спроса на отечественное ПО: так количество наших клиентов в 2022 году выросло почти в три раза, а объём проведенных пилотных проектов увеличился в шесть раз. В сегменте облачных услуг также произошел резкий разворот в сторону локальных игроков, что привело к росту финансовых показателей российских провайдеров.

В части отечественного ПО мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе российский ИТ-рынок будет расти в среднем на 5% в год. В силу присутствующих фундаментальных факторов, можно также ожидать ежегодного роста отдельных сегментов рынка на 5–15% в ближайшие годы».

Если оценивать основные изменения на мировом и российском рынках, то колоссальных отличий наблюдаться не будет. Глобальные расходы на ИТ и аналогичные затраты в России сократились почти одинаково, если оценивать их в долларах — в России примерно на 2,5%, а в мире на 0,2%, согласно информации Gartner (в данном случае разница в 2–3 процентных пункта находится в пределах погрешности). Как в России, так и во всем мире, снизились расходы на аппаратное обеспечение, а увеличились на ИТ-услуги и ПО. Разница в том, что продажи, например, компьютеров, всё же снизились в России значительнее, чем на всём мировом рынке (на 30% и на 13–16% соответственно), а российский показатель роста сегмента ИТ-услуг намного превышает мировой (+27% против +3%). Относительно рынка корпоративного ПО однозначных различий выявить не удалось. Если, согласно данным Gartner, мировой рынок увеличился на 7,1%, то российский, по данным компании «СТРИМ Консалтинг» — на 4,5%, а по оценке РУССОФТ — не менее чем на 8% (все изменения величин в долларовом выражении).

Иодковский Станислав, генеральный директор IVA Technologies: «Небольшой рост объёма российского рынка ПО — сам по себе значимый и положительный факт для всей отрасли в целом. Именно он показывает, что, несмотря на массовый исход зарубежных софтверных вендоров, отечественные технологии развивались и вполне успешно. Кстати, еще одним параметром, косвенно подтверждающим зрелось рынка отечественного ПО, является выход на биржу крупных российских разработчиков, первичные размещения которых оказались весьма успешными, что говорит о доверии инвесторов. Уверен, что по итогам 2023 года динамика роста отечественного софтверного рынка увеличится и далее этот показатель будет также положительным, в том числе за счёт повышения экспортного потенциала».

Как в России, так и в мире опережающими темпами растут такие сегменты, как «Облачные технологии», «Интернет вещей», «Информационная безопасность», «Искусственные интеллект», а «Виртуальная и дополненная реальность» не оправдывает надежд на то, что станет одним из драйверов ИТ-рынка.

«В 2022 году российский рынок ИТ продемонстрировал устойчивость и способность адаптироваться к новым условиям. Несмотря на уход ключевых зарубежных игроков, мы наблюдали значительный рост в секторе ИТ-услуг, который на 24% превысил мировой показатель, достигнув +27%. Этот рост, безусловно, стал ответом на необходимость адаптации информационных систем под новые реалии. Также стоит отметить, что исход зарубежных компаний не затронул активное развитие таких трендов, как IoT, ИИ и облачные технологии. Однако мы видим, что многие клиенты софтверных компаний были вынуждены отложить планы по цифровой трансформации, сосредоточив усилия на импортозамещении. В целом рынок показал свою устойчивость и готовность к быстрой адаптации к изменяющимся условиям», — Михаил Шрайбман, генеральный директор интегратора web 3.0 «Осьминожка».

В России зафиксировано сокращение венчурного рынка на не менее чем на 50%, но аналогичное сжатие, хотя и менее значительное, имеется на мировом рынке. По данным платформы бизнес-аналитики CB Insights, в 2022 году суммарный объём венчурного финансирования в мировом масштабе составил приблизительно 415,1 млрд $, что на 35% меньше, чем годом ранее. Сокращение произошло из-за того, что глобальная экосистема в 2022-м сильно пострадала из-за ухудшившейся макроэкономической обстановки, кризиса в США, высокого уровня инфляции и других негативных факторов, таких как рыночная неопределённость и нежелание инвесторов идти на неоправданные риски.

Получается, что такие значимые факторы как массовый исход из России зарубежных корпораций и беспрецедентные санкции оказали на российскую сферу ИТ ненамного большее влияние, чем те факторы, которые влияли в этот период на весь мировой рынок. Однако более детальный анализ позволяет всё же увидеть кардинальные различия.

Имеющийся в России рост выручки от предоставления ИТ-услуг вызван, прежде всего, потребностью адаптировать информационные системы под новые условия, возникшие после ухода зарубежных вендоров, а аналогичных процессов в других странах пока не наблюдается.

Уход зарубежных вендоров в 2022 году для разных сегментов сыграл по-разному. В сегменте инфраструктурного ПО освободилась ниша с потенциалом стабильного роста российских компаний на несколько лет вперед.

«Многие заказчики продолжают использовать зарубежное ПО, в то время как принципиальное решение о его замене на импортонезависимые системы принято», — Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект». — Из-за сложности таких проектов переход может идти продолжительное время. Участвовать в них смогут разработчики, чьи продукты поддерживают широкий спектр технологией, как зарубежных, так и отечественных и стратегически развиваются в открытой экосистеме российского ПО».

Продажи ПО выросли в России в долларовом выражении преимущественно из-за массового замещения решений западных компаний. Подобное явление также пока не имеет глобального характера.

В то же время сокращение продаж оборудования и устройств могло быть в России в любом случае — даже без санкций и исхода зарубежных ИТ-корпораций, но, скорее всего, не столь значительным. В сегменте компьютерного оборудования российский рынок уже достиг насыщения. Тем более что из-за пандемии и роста популярности удалённого режима работы в 2021–2022 годы уже были сделаны большие закупки техники.

Кроме того, российский и мировой ИТ-рынки с 2022 года стали отличаться по степени влияния, которое на них оказывает государство. В России это влияние и раньше было велико, но после введения беспрецедентных антироссийских санкций оно значительно возросло. Согласно данным Gartner, по всему миру расходы государственных ведомств на ИТ по итогам 2022 года увеличились на 5%, а весь мировой рынок сократился на 0,2%. В России же прирост этих расходов в долларовом выражении составил почти 25% при сжатии рынка на 2,5–3%.

Надежда Алябьева, директор по маркетингу VideoMost: «На рынке ПО для корпоративной мобильности и коммуникационного ПО вырос спрос на российские продукты на замену Microsoft Teams / Zoom. Кроме того, выросла активность отечественных вендоров по работе над различными продуктовыми интеграциями для замены всего стека Microsoft и поддержки 3 главных российских ОС. Интерес к облачным ВКС тоже вырос, особенно в сегментах, ранее ориентировавшихся только на on-prem внедрения — госы, банки и крупные корпорации. К срочному импортозамещению оказались готовы заказчики из государственных банков, которые обладают и бюджетами и собственными подразделениями разработчиков. Но это привело к обратному эффекту — вместо осуществления закупок продуктов отечественных вендоров, крупные банки стали выводить на рынок „свои“ продукты для унифицированных коммуникаций на базе небезопасного американского СПО и регистрировать их в реестре ПО как собственные разработки».

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой