РАЭК: около 10 миллионов россиян активно слушают подкасты
20 октября на площадке АНО «Цифровая экономика» состоялась TALKовая конференция, посвящённая российской
«Подкасты особенно выстрелили в период пандемии, но и сегодня их слушают многие пользователи. Таким образом можно потреблять интересный или полезный контент, пока занимаешься спортом или едешь на работу. Вместе с тем подкаст-индустрия испытывает много вызовов: многие бренды не понимают, кто слушает подкасты, зачем в них рекламироваться, как анализировать подкасты. Поэтому у российского подкастинга есть потенциал, который ещё не раскрыт в полной мере», — Сергей Гребенников, директор РАЭК.
В России насчитывается:
-
25–35 тысяч — общее количество подкастов в России;
-
более 50 профессиональных студий подкастов;
-
более 20 продюсерских центров и творческих объединений;
50% подкастов не выходят в настоящее время, но доступны к прослушиванию.
Лидеры российского рынка среди платформ — Яндекс Музыка и Apple Podcasts, на которых приходится 60% аудитории подкастов. Остальные 40% распределены по другим платформам (VK Музыка, «Звук», SoundStream, CastBox, Google Подкасты, Red Basset и другие).
По оценкам РАЭК, активная аудитория подкастов в России составляет ≈10 млн человек. По данным АРИР (ранее — IAB Russia), количество россиян, которые слушали подкасты хотя бы один раз, увеличивается на 10% ежегодно. Так, в 2020 году подкасты слушали хотя бы один раз 11 млн человек, а к 2024 году, по прогнозам, таких людей будет уже 18 млн.
Среднее количество прослушиваний эпизода подкаста, по оценкам РАЭК, составляет 6000 прослушиваний в месяц. Опрос Лайфхакера показал, что аудитория подкастов достаточно активна: 41% респондентов слушают подкасты несколько раз в неделю, 33% — несколько раз в месяц, 12% — ежедневно, 12% — раз в неделю. Только 2% отметили, что вообще не обращаются к подкастам.
Стоимость запуска подкаста для брендов и организаций варьируется в среднем от 15 до 100 тысяч рублей. Однако любой человек может запустить подкаст вообще без вложений. Для записи первого эпизода достаточно тех инструментов, которые уже есть в наличии или доступны бесплатно онлайн. Минимальный набор, необходимый автору — это желание, идея и смартфон с возможностью записи аудио.
Среди способов монетизации подкастов можно выделить прямые и косвенные способы. К прямым способам относятся рекламные интеграции и размещение рекламы в подкастах, донаты от слушателей, получение финансирования посредством краудфандинга и платные подписки. Среди косвенных — повышение личного статуса до статуса эксперта, привлечение клиентского трафика для компаний и продвижение личного бренда.
Объём рекламных размещений в подкастах быстро увеличивается. По оценкам АРИР, в 2022 году на продвижение в подкастах бренды потратили 590 млн руб. (рост на 79% относительно 2021 года). Рост аудитории подкастов привлекает к ним рекламодателей. Кроме того, в связи с различными ограничениями доступа к зарубежным рекламным площадкам, с которыми российский рынок столкнулся в 2022 году, бренды обратились к подкастам как к доступному и быстро развивающемуся способу продвижения.
Читайте также: Монетизация подкаста с помощью партнёрских выпусков с брендами и коммерческих интервью
В то же время пользователи в общей массе пока не готовы платить за прослушивание подкастов. По данным Mediascope, среди тех пользователей, которые платят за онлайн-контент, только 6% платят за подкасты (Mediascope Brand Pulse, вся Россия, население 12–64, 2023). Для сравнения, доступ к музыкальным сервисам оплачивает 21% платящей аудитории, доступ к видеосервисам — 20%.
Среди ограничений и вызовов рынка подкастов можно выделить:
-
отсутствие полной аналитики по рынку;
-
отслеживание накруток прослушиваний в подкастах;
-
инициативы по регулированию контента;
-
отсутствие чётких метрик и единых стандартов в аналитике;
-
ситуация на рынке рекламы (маркировка, снижение объёмов рынка);
-
спам-подкасты;
-
отсутствие инструментов и возможностей для переноса аналитики с хостинга на хостинг.
РАЭК отмечает следующие тренды рынка подкастов:
-
в России сформировался профессиональный рынок подкастов;
-
на рынке присутствуют сильные компании и более мелкие игроки, которые конкурируют между собой;
-
подкасты становятся привычным форматом для аудитории;
-
подкасты — значимый канал продвижения корпоративных и личных брендов;
-
российский рынок обладает потенциалом для развития.
В рамках мероприятия РАЭК запустила кластер «Подкасты и цифровой контент», целью которого станет создание благоприятной среды для развития российской индустрии подкастов и цифрового контента.
До 15 ноября студии продюсирования и создания подкастов, индивидуальные аудио-креаторы, подкаст-платформы, сервисы хостингов и работы со звуком, а также другие компании, имеющие свой подкаст, могут подать заявки на Премию Рунета в номинации «Подкасты и цифровой контент».
Организатор TALKовой конференции — РАЭК. Соорганизаторами являются АНО «Цифровая экономика» и Podster.fm.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!