Как не нарваться на инфоцыган, покупая онлайн-курсы
По каким признакам можно определить недобросовестных «экспертов» в области онлайн-образования: рассказывает основатель Clevers.pro, маркетолог Антонина Балицай.
По мере роста спроса на дополнительное образование за последние годы в десятки раз выросло количество обучающих интенсивов, марафонов и курсов. Сегодня нишу онлайн-обучения настоящие профи делят с «инфоцыганами» и псевдоэкспертами, а понять, что тот или иной курс бесполезен, часто удаётся только после его покупки. Но проверить автора на компетентность ещё до приобретения продукта не так сложно.
Рынок образовательных сервисов в III квартале вырос на 38% год к году, по данным Smart Ranking. Более чем на треть, в частности, вырос сегмент дополнительного профессионального образования. Высокий спрос на дополнительное образование сохранится и в 2024 году, в том числе в связи с увеличением числа людей, желающих сменить работу или профессию. Как показал опрос, проведённый Clevers.pro в сентябре среди более полутора тысяч россиян в возрасте 18 лет по всей стране, свыше трети респондентов намерены в 2024 году сменить работу в рамках своей профессии, а четверть — саму профессию. Почти половина из них готовы потратить на дополнительное образование в целях карьерного развития 100–300 тысяч рублей, а каждый шестой — 300–500 тысяч рублей.
По мере увеличения спроса на дополнительное образование активно растет количество обучающих интенсивов, марафонов и курсов. Идея заработка на онлайн-площадках находится на пике популярности. Но к качеству такого контента есть две ключевые претензии. Во-первых, различные «эксперты», менторы, наставники и консультанты зачастую продают информацию, доступную в открытых и бесплатных источниках. Во-вторых, они дают рекомендации, основанные сугубо на личном опыте.
Расскажем, по каким признакам можно определить недобросовестных «экспертов» в области онлайн-образования.
Изучите информацию об авторе
Первое, что стоит сделать, принимая решение о покупке обучения, — изучить информацию об авторе из всех доступных источников и убедиться в его профессионализме. Факта того, что автор — ваш любимый блогер, который регулярно «постит» ролики на эту тему, — недостаточно.
Подтвердите экспертность
Второй момент. Любая экспертность должна найти подтверждение. Для этого покупатель может запросить документы об образовании автора курса или получить информацию о них из открытых источников. Если по запросу такие документы предоставить отказываются — это плохой знак. Хороший знак, когда если на странице автора курса эта информация уже есть. Профессионалы своего дела обычно выкладывают свои дипломы и сертификаты в соцсети, демонстрируя достижения.
Изучите медийный бэкграунд
Можно поискать информацию об авторе в поисковике, изучить его деятельность в инфополе: где он публиковался и какие темы освещал, не был ли замешан в скандалах в сфере, по которой проводит обучение, и какой у него профессиональный бэкграунд. Если информации «по делу» об эксперте в интернете мало или нет вообще, зато повсюду мелькает реклама его курсов, доверять такому автору — большой риск.
Остерегайтесь громких обещаний
Должна насторожить потенциального покупателя гарантия трудоустройства и выхода на высокий доход сразу после обучения. Как объяснила эксперт, единственное, что может гарантировать автор курса, — непосредственно обучение и приобретение тех или иных навыков. А невнятное «после прохождения вы сможете зарабатывать деньги без усилий» стоит обходить стороной. Некоторые платформы могут помогать в трудоустройстве — направлять резюме в компании, с которыми сотрудничают, но будет ли ваша кандидатура выбрана — не факт.
Не доверяйте многостаночникам
Опасаться стоит и большого количества курсов у одного эксперта — как на профессиональные, так и на не связанные друг с другом непрофильные темы. Графоманы и «многостаночники» мира онлайн-обучения занимаются бизнесом, нацеленным на продажу и повышение конверсии. Внутри же купленного у такого инфобизнесмена курса вы, скорее всего, получите абсолютное ничего.
Опасайтесь теоретиков
Нулевой результат можно получить и в том случае, если эксперт курса не практик, а теоретик или уже давно не работает в профессии. Такой эксперт не может быть в курсе последних трендов и вряд ли понимает, что сегодня на самом деле нужно рынку. Как следствие, он вряд ли даст действительно нужные навыки.
Изучайте реальные отзывы о курсе. И не на сайте, его продающем, а в соцсетях или на специальных площадках для отзывов. Также не гнушайтесь так называемых alumni-сообществ, состоящих из выпускников, прошедших то или иное обучение. У них часто есть общие чаты, в которых они готовы делиться опытом. Многие образовательные платформы, кстати, интегрируют alumni в работу своих учебных центров. И это тоже хороший знак.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!