В России появится наказание за дипфейки
Минцифры совместно с МВД и Роскомнадзором разработают нормы правового регулирования дипфейков. Результаты работы ведомства представят до 1 ноября 2024 года.
Вопрос регулирования дипфейков обсуждался на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений в феврале 2024 года, сообщили «Ведомости». Основная цель регулирования дипфейков — недопущение их использования в противоправных целях.
В конце января 2024 года вопрос регулирования поднимался и на пленарном заседании Госдумы. Тогда председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн сообщил, что в России может быть введена ответственность за несанкционированное использование чужого голоса и изображения.
Отсутствие регулирования дипфейков, действительно, создает благоприятные условия для использования технологии в противоправных целях, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«Прежде всего речь о сетевом мошенничестве. Например, уже сегодня функционируют сервисы, которые позволяют подделать фотографии официальных документов: паспортов и водительских прав. Кроме того, технологию используют и сами мошенники. Не так давно в мессенджерах появилась новая схема, когда злоумышленник подделывает фотографию банковской карты настоящего владельца аккаунта. Кроме того, развитие технологий привело к тому, что реальную картинку от нереальной отличить все труднее. В результате мы можем столкнуться с дискредитацией репутации не только публичных людей, но и обычных граждан».
По словам Немкина, ключевой вопрос заключается не в том, нужно или не нужно регулирование, а в том, каким образом оно будет осуществлено.
«С одной стороны, в российском законодательстве уже есть нормативным положения, позволяющие регулировать дипфейки. Например, статья 152.1 ГК РФ запрещает использование изображения человека без его предварительного согласия. Кроме того, дискриминирующие человека дипфейки могут быть рассмотрены и через административное право: например, статья 5.61 КоАп предусматривает ответственность за оскорбление чести и достоинства».
Инструментом регулирования может стать введение обязательства по маркировке контента. Маркировка ИИ-контента позволит снизить риски, которые таит в себе ИИ.
«Цель маркировки — информирование. Пользователи должны понимать, что стоит за картинкой и какие механизмы были задействованы для его генерации. Второй момент — недопущение введения пользователей в заблуждение».
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!