Российский рынок ПО растёт с ускорением
Аналитика РУССОФТ.
Темпы роста российского рынка программного обеспечения по итогам 2023 года оказались намного выше, чем годом ранее. Размер этого рынка, по версии Ассоциации РУССОФТ, достиг 1,303 трлн ₽ при увеличении за год на 15%. Годом ранее прирост в рублёвом выражении был символическим — 1%. Значительный рост рынка ПО зафиксирован несмотря на уход с российского рынка большинства зарубежных софтверных вендоров.
Оценивая объём рынка ПО, ассоциация РУССОФТ включает в него не только продажи лицензий и продажи ПО как услуги (SaaS), но также услуги по заказной разработке, внедрению и технической поддержке собственных решений. Таким образом, в оценке объёма рынка ПО объедены все сегменты ИТ-рынка, которые являются основными для софтверных компаний. Подобный подход отличается от классического подхода зарубежных аналитических агентств и оправдан при изучении состояния конкретно индустрии разработки программного обеспечения.
«Российский ИТ-рынок стремительно перестраивается в сторону индустриального отечественного программного обеспечения. Успех такой трансформации лежит в области перераспределения компетенции, кооперации ресурсов и централизации усилии в разработке отраслевых решении, в том числе с открытым кодом. А проблемы нехватки кадров успешно решаются через механизмы аутстаффинга и проектной занятости. Наиболее перспективная сегодня стратегия для сервисных ИТ-компаний — акционирование успешно действующих бизнесов в единый холдинг. Основной задачей такого объединения становится реализация кооперативной бизнес-модели и привлечение внешнего капитала для совместного интенсивного развития комплементарных цифровых продуктов. В качестве индикатива оценки стоимости „наноритарным“ акционером такого холдинга может являться индустриальный партнёр», — Руслан Гайнанов, генеральный директор «ТИМ ФОРС», основатель «ТИМ ФОРС Альянс».
На услуги по заказной разработке ПО в общем объёме продаж индустрии приходится примерно ₽205 млрд. Этот сегмент ужался по сравнению с 2022 годом примерно на 22%. Продажи зарубежного ПО в России Ассоциация определяет по статистике ЦБ РФ, согласно которой импорт компьютерных услуг сократился в долларовом выражении с 3,358 млрд $ до 2,737 млрд $ (или на 18,5%), но в рублевом выражении он немного вырос (примерно на 1%) до 233 млрд ₽. Рост объёма всего рынка ПО обеспечили продажи отечественных программных продуктов и услуг по их внедрению, которые достигли 865 млрд ₽, продемонстрировав рост за год на 35%.
«Опыт показывает, что объём услуг в заказной и аутсорсинговой разработке в 2023 году действительно упал на 20% по сравнению с предыдущим периодом. Это связано с общим повышением цен на IT-услуги, а оно, в свою очередь, стало ответной реакцией бизнеса на рост инфляции и заработных плат профильных специалистов. Изменения затронули преимущественно малые и средние IT-компании. И все же благодаря индексации они смогли увеличить свою выручку в среднем на 10–20%. IT-компании всё чаще продают ПО как услугу. И на фоне того, что российский рынок освобождается от зарубежного софта, тот будет активно заполняться цифровыми решениями российских аутсорсинговых компаний. Уверен, что в этом и следующем годах мы увидим много новых продуктов и отраслевых решений отечественных разработчиков. Mad Brains не остается в стороне: мы предлагаем российскому бизнесу мобильные SaaS-решения для цифровой торговли и коммуникаций. А ещё помогаем IT-компаниям находить клиентов на ИТ-маркетплейсе X-kit», — Олег Чебулаев, генеральный директор Mad Brains.
Основные показатели российского рынка ПО в 2019–2023 годы
В расчётах РУССОФТ не учтены продажи ПО (как услуг по заказной разработке, так и собственных программных продуктов) компаний, которые нельзя признать софтверными, поскольку у них разработка ПО не является основным направлением деятельности. Также не учитывались доходы от рекламы в бесплатных приложениях, от продажи услуг, полученных благодаря использованию собственных решений, а также от продажи программно-аппаратных комплексов, в которых значительная часть стоимости приходится на ПО. Таким образом, может существовать и другой показатель размера рынка ПО, который по итогам 2023 года окажется значительно больше 1,303 трлн ₽.
Тем не менее рассчитанный РУССОФТ показатель вполне можно использовать для выявления динамики на том рынке, который является основным для российских софтверных компаний. Тем более, что деление компаний на сервисные и продуктовые становится с каждым годом всё более и более условным.
«На мой взгляд, сервисные компании начали создавать собственные продукты не только по той причине, что накопили достаточно опыта. Ключевой момент — недоверие к вендорам, ушедшим с российского рынка в 2022 году. Это недоверие распространилось на всех вендоров, побуждая компании создавать собственные IT-подразделения. Так, крупные федеральные компании, не всегда связанные с IT, создают кэптивные IT-компании, забирая заказы у внешних разработчиков. Это не только препятствует формированию запроса на заказную разработку, но и усиливает дефицит квалифицированных кадров. Вероятно, это явление временное, цикличное. У инсорсинга есть свои минусы, которые будут осознаны спустя время. После чего маятник начнется в сторону аутсорсинга», — Максим Семенкин, СЕО CodeInside.
С 2022 года сервисные компании начали активно создавать собственные тиражируемые решения. Зачастую это типовые решения, которые были созданы на основе многократного опыта, полученного при разработке ПО на заказ, которые были оформлены в качестве программных продуктов и размещены в Реестре отечественного ПО с целью пользоваться соответствующими льготами. Такие решения могут и не стать тиражируемыми, а могут и привести к тому, что сервисные компании превратятся полностью или хотя бы частично в софтверных вендоров. Примеры такого превращения имеются, но прежде они были всё-таки единичными.
«Сегодня мы как вендор отмечаем повышенный спрос на облачный офис, почту и продукты, которые дают компаниям возможность поставить у себя внутри дата-центра серверы и обеспечить доступ всем сотрудникам. В текущем году мы уже увидели рост числа запросов от клиентов, которым требуется заместить иностранные ИТ-продукты отечественными решениями. Только в первом квартале 2024 года объём закупок, например, лицензий МойОфис увеличился на 126% по сравнению с аналогичным показателем годом ранее», — рассказали в компании-разработчике МойОфис.
По итогам 2024 года можно ожидать не меньшего роста российского рынка ПО, чем по итогам 2023 года. Основной прирост вновь должны обеспечить продажи отечественных программных продуктов и услуг по их внедрению и поддержке. Импорт ПО либо продолжит сокращаться, либо изменится незначительно. Предпосылок большого и явного роста продаж услуг по заказной разработке ПО также не предвидится.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.