Айтишники и рекламщики более других уверены в своей грамотности
Исследование Дзена и Грамоты.ру.
Ко Дню пунктуации контентная платформа Дзен и портал Грамота.ру провели исследование* и узнали, в каких сферах больше всего грамотных людей и какие ошибки чаще всего допускают россияне.
Где работают самые грамотные россияне
Более половины (58%) россиян отметили, что знают правила орфографии и пунктуации, но иногда могут допускать ошибки. По мнению респондентов, абсолютной грамотностью обладают 18% из них. Ещё четверть (24%) опрошенных рассказали, что плохо знакомы с правилами.
В своей грамотности чаще всего уверены россияне, которые работают в сфере ИТ, торговле, маркетинге и рекламе. Треть айтишников, 23% рекламщиков и 11% продажников рассказали, что отлично знают все правила грамматики и пунктуации. Больше других сомневаются в своих познаниях работники сферы FMCG (производство и продажа товаров повседневного спроса) — 75% из них отметили, что плохо знакомы с правилами.
Наиболее распространённый вид ошибок, который допускают опрошенные, — использование лишних букв (например, «дермаНтин», «учаВствовать»). Их часто совершает треть респондентов. На втором месте — неправильное согласование прилагательного с существительным (например, «новая тюль»). Такой вид ошибок совершают 27% россиян.
Среди других частых ошибок — неправильная расстановка ударений (20%), путаница в написании глаголов с -ться/-тся (17%) и неверный выбор формы глагола (12%) — например, ехай вместо поезжай.
Самой раздражающей россияне считают ошибку, связанную с неверным использованием местоимений (например, ихний вместо их). Такой вариант выбрала треть опрошенных. Неправильная постановка ударений раздражает 27% респондентов. Четверть россиян отметила, что их выводит из себя использование неверных форм глаголов — например, «ложить» вместо «класть».
Как россияне развивают грамотность и насколько она важна
Более половины (51%) опрошенных отметили, что ценят грамотную речь. Ещё почти треть (30%) респондентов рассказала, что не обращает внимания на ошибки собеседника. 19% россиян не смогли ответить, насколько для них важно применение правил в речи и на письме.
Большинство респондентов считают, что об интеллектуальных способностях нельзя судить только по грамотной речи. Такой ответ выбрали 35% опрошенных. Для трети она служит явным признаком высокого интеллекта. 16% россиян заявили, что знание правил и умение их применять вообще никак не связаны с умственными способностями.
Треть опрошенных отметила, что читает материалы о русском языке, если им попадаются интересные материалы в СМИ или на контентных платформах. 22% россиян подписаны на тематических авторов, а ещё треть целенаправленно не следит за такими публикациями.
40% респондентов повышают грамотность текстов с помощью инструментов автокоррекции вроде режима набора Т9. 16% россиян сохраняют грамотность благодаря чтению художественной или деловой литературы. На уровень грамотности 12% опрошенных сильно влияет рабочая среда. Ещё 12% респондентов отметили влияние общения с грамотными людьми.
Для правильной расстановки знаков препинания 15% опрошенных пользуются автокорректорами. Больше трети респондентов ответили, что применяют пунктуационные правила русского языка. 27% россиян руководствуются в расстановке знаков препинания собственными ощущениями, а 12% вовсе их не ставят.
Эксперты Грамоты обращают внимание на то, что результаты опроса отражают субъективное мнение пользователей и не могут служить ориентиром для объективной оценки уровня грамотности опрошенных. Тем не менее очевидно, что пунктуация остаётся сложной для многих зоной русского правописания: меньшинство опрошенных знает правила и использует их на практике, а четверть ставят знаки препинания по наитию или не ставят вовсе.
Как отмечают сотрудники справочной службы портала, большинство ошибок в области пунктуации связано с тем, что пишущие не понимают самого главного: знаки препинания (по словам Чехова) — это «ноты письма». Именно с помощью знаков препинания пишущий способен обозначить интонацию своего высказывания, показать паузы, выделить фрагменты структуры предложения и изменить его смысл. Сравнить хотя бы: «поставить статую золотую, пику держащую» и «поставить статую, золотую пику держащую».
* Аналитики провели онлайн-опрос, в котором участвовал 1231 респондент, из них с высшим образованием — 60,7%, со средним или средним специальным — 39,3%.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!