«Ашманов и партнёры»: Покупатели стали чаще полагаться на отзывы из-за слабости брендов
Основные причины чтения отзывов: страх ошибиться с выбором, интерес к мнению других покупателей, и нехватка информации о товаре.
По данным исследования, проведённого компанией «Ашманов и партнёры», интерес к отзывам среди покупателей продолжает расти, особенно среди женской, молодёжной и низкодоходной групп потребителей. Высокий спрос на отзывы чаще всего обусловлен недостатком разнообразия информации о товаре, слабым брендингом и может быть компенсирован официальной коммуникацией со стороны компаний.
Отзывы воспринимают как достоверный источник информации, потому что они часто соответствуют ожиданиям
На текущий момент покупатели в основном доверяют отзывам ― абсолютное недоверие выразили только 3%. Уровень доверия вырос почти у трети респондентов (29%), а среди покупателей, которые стали читать отзывы чаще, рост доверия отметили 40%. Меньше доверять отзывам стали только 12% опрошенных покупателей. Относительно высокий уровень доверия, вероятнее всего, связан с тем, что лишь 5% респондентов отметили, что сталкивались с абсолютно недостоверными отзывами. Больше половины покупателей (55%) считают, что отзывы часто соответствуют действительности, ещё 41% ― что соответствует иногда.
«Бум отзывов в розничной торговле ― это реакция покупателей на изменение товарного предложения и меняющийся формат формирования осведомлённости, где покупатель часто вынужден самостоятельно узнавать о товарах из множества слабо авторитетных источников в сети», ― Тришин Антон, руководитель Центра исследований и аналитики в «Ашманов и партнёры».
Отзывы для многих покупателей как карты Таро ― способ снять тревогу в ситуации неопределённости. Иными словами, чем меньше информации о товаре, чем слабее бренд, тем выше роль отзывов при покупке
Покупатели чаще всего обращаются к отзывам в трёх случаях: когда приобретают товар впервые; если товар от малоизвестного производителя или описания товара малоинформативны.
Основные причины чтения отзывов: боязнь ошибиться с выбором товара (56%), интерес к мнению других покупателей (54%) и нехватка подробной информации о товаре (46%).
Как результат мы получаем почти два равносильных сценария. В первом случае наличие отзывов о товаре может выступать драйвером покупки на фоне отсутствия или недостатка официальной информации и рекламы (41%). Во втором случае отсутствие отзывов компенсируется наличием рекламы (34%) и подробной информацией о товарах от интернет-магазина (17%).
Шансы заработать негативный отзыв почти в 1,5 раза выше, если клиент сталкивается с проблемой неоднократно
Большинство опрошенных покупателей (73%) оставляют отзывы после покупки. Негативные отзывы чаще всего мотивированы желанием «предостеречь других покупателей». Это можно объяснить, как проявлением заботы о других, так и желанием «сократить» клиентский поток у компании, которая не понравилась.
Шансы заработать негативный отзыв почти в 1,5 раза выше, если клиент сталкивается с проблемой неоднократно, а также, если ему не удаётся урегулировать спорный вопрос с компанией через другие каналы кроме отзывов.
Менее значимые причины для негативных отзывов: неоправданные ожидания от рекламы товара (35%), ухудшения условий покупки (24%), ошибка в выборе размера или цвета (22%), рост цен (17%).
Три фактора, повышающие вероятность положительного отзыва ― высокая удовлетворённость товаром или сервисом (72%), желание поделиться позитивным опытом с другими покупателями (63%), просто и лёгкость написания отзыва (49%).
Скидки или бонусы в качестве вознаграждения за позитивный отзыв мотивируют клиентов лишь в трети случаев (30%). Вероятность того, что покупатели оставят положительный отзыв, если компания просто попросит их об этом есть, хотя и довольно низкая (18%).
QR-код в прикассовой зоне ― самый неудобный способ оставить отзыв по мнению покупателей
Почти каждый второй покупатель (47%) считает удобным, если компания попросит его написать отзыв с помощью уведомления в мобильном приложении. На втором месте по удобству ― email-рассылки (38%) и листовки, вложенные в покупку (38%). Респонденты также довольно лояльны к подобным просьбам, отправленным через мессенджеры (36%).
Менее удобны сообщения в соцсетях и SMS-рассылки ― 28% и 27% соответственно. Самый неудобный способ из предложенный ― QR-код в прикассовой зоне (16%).
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!