Анти-тренды 2024 — тренды 2025, которые выйдут из тени
Рассказывает Полина Кузнецова, руководитель отдела инноваций i.com.
В декабре все говорят о трендах и прогнозах на будущий год. А что, если обратить своё внимание не на тренды в их классическом смысле, а на анти-тренды, которые сегодня находятся в гетто, а завтра станут частью авангарда? Я предлагаю посмотреть на авангард 2025 через три фокуса — через человека, культуру, в которой он живёт, технологии, которые он создаёт.
Человек: не GenZ, блогеры и геймеры — а кто?
Один из ключевых аудиторных и по-человечески знакомым многим трендом сегодня являются одиночки или синголтоны, — их называютпо-разному. Если кратко, то это люди, которые проживают в домохозяйстве одни и предоставлены сами себе: самостоятельно себя обеспечивают, сами принимают решения о покупках и сами о себе заботятся.
За последние почти 30 лет в РФ доля одиночных домохозяйств выросла больше чем на 20 п.п. и составляет почти 42% от всех домохозяйств, что в абсолюте 27,6 млн домохозяйств (по данным Росстата). В Москве доля «одиночек» уже превысила половину = 51%. Развитая городская инфраструктура даёт возможность жить и выживать одному, уже не обязательно кооперироваться, чтобы чувствовать себя в безопасности, быть сытым и довольным.
Одиночки имеют свои паттерны принятия решений, ведь им ни с кем ничего не нужно согласовывать. Одиночки — это люди, которые могут себе это позволить, ведь содержать себя одному в условиях роста стоимости жизни — недёшево. Одиночки формируют свои уникальные запросы к продуктам, услугам и сервисам. Можно выделить три направления развития этого тренда в 2025:
- Экономика гибкого спроса: маркетинг будет становиться ориентированным на функциональность, удобство, экономию пространства и времени и простоту использования.
В рамках экономики гибкого спроса будет расти спрос на компактные, функциональные и экономичные SKU с более длительным сроком хранения: большие упаковки ведут к перепотреблению и сокращению разнообразия в образе жизни. В крупных городах может постепенно закрепляться концепция коливингов, которая предлагает жильцам функциональные условия для жизни, работы и отдыха, совмещённые в одном пространстве. Дом будет выполнять функцию отдыха, наслаждения и места для сна. Все остальное — новые сервисы и пространства. Жизнь в одиночку обходится дороже, вследствие чего спрос на более гибкие инструменты, позволяющие снизить финансовую нагрузку, будет расти. От совместного проживания и поездок в такси, до использования химчистки, вместо своей стиральной машинки. Шеринг эмоций и личного времени для поиска компании для досуга
- Экономика самозаботы: маркетинг будет создавать ещё больше ощущений заботы, уюта, поддержки, безопасности и эмоциональной близости и принадлежности к группе.
Одиночки нуждаются в дополнительной безопасности, комфортности и самостоятельности дома. Формируется спрос на решения, которые упрощают самостоятельное управление домом и минимизируют неэффективность затрат на энергоресурсы. Например, подписки на домашние услуги, решения встраивающиеся в расписание человека — доставки еды по времени /по подписке.
- Экономика мобильности: маркетинг становится все больше вне границ, пространств и времени, отвечает постоянной потребности в изменениях и перемещениях.
Одиночки формируются спрос на сервисы релокации образа жизни в новых городах и странах: от аренды теннисного кортов до коворкингов с необходимым оснащением. Одиночки имеют много времени на осознания себя, своей миссии, своих желаний и целей: позитивное одиночество характеризуется возможностью самопознания личности и регулярной рефлексией.
Одиночки более склонны пробовать новое, менять предпочтения в поисках новых эмоций и интересов. Как возможное проявление — развитие платформ-агрегаторов с фокусом на быстрые, спонтанные решения для досуга и увлечений.
Культура: не просто мода на заботу о ментальном здоровье — а что?
Мода на заботу о себе и о своём теле с нами уже много лет. Сначала писком было говорить о ментальном здоровье как едином пласте вместе с физическим, потом к нему добавилось эмоциональное, социальное и другие типы. Сегодня, когда продолжительность жизни растёт: к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни ~78 лет vs сейчас 74 года — возникает и запрос на рост её качества. И один из ключей к качественной долгой жизни лежит в области ещё одного типа здоровья — когнитивного.
С ростом продолжительности жизни старение организма и мозга происходит ускоренными темпами. Расходы, связанные с когнитивным старением, начнут расти в геометрической прогрессии, если вовремя не подумать о том, что когнитивное здоровье — это то, во что нужно начинать инвестировать с молодости. Оно выступает неким накопительным счётом с рождения и до момента, когда его резервы понадобятся для поддержания качества жизни. И человек сможет постепенно расходовать средства в валюте когнитивного здоровья.
Сейчас область когнитивного резерва, в первую очередь, выступает исследовательским интересом учёных — каким образом формируется защитная система у мозга, которая помогает замедлять и предотвращать процессы старения. В этом ключе в начале декабря НИУ ВШЭ открыла Центр исследований интеллекта и когнитивного благополучия, чтобы более фокусно искать ответы на эти вопросы.
Возможно, уже в ближайшее время появится ещё один фокус в сфере медицины на когнитивную сферу жизни человека: от специализированных точечных врачей практиков до учёта когнитивного здоровья в размерах страховой премии. И при расчётах прогнозирования темпов роста экономики, такой показатель как «когнитивный резерв» можно будет рассматриваться как один из экономических
Технологии: AI, ИИ — база, но что ещё?
Нейросети — отличный инструмент для широкого, почти бесконечного типа задач — от простых повседневных до сложных научных. Но в 2025 хочется увидеть не только очередную ступень развития ИИ, но и всё-таки — зарождение эволюции умных устройств, в сердце которых, конечно, будет ИИ, — но где мы не просто сможем голосом включать лампочку, а увидим, как устройства общаются между собой, с нами, и всё это будет кибербезопасно.
На первом этапе мы скорее всего, увидим переход от connected-devices к connected-среде. В этой новой среде устройства будут общаться не просто с человеком, но и между собой: делиться данными, искать консенсус и предлагать решение. Эта среда будет быстрой, постоянно обновляющейся в режиме реального времени и предиктивной — это и сделает девайсы по-настоящему умными. Но здесь встанет вопрос скорости соединения для передачи актуальных данных, и как на него смогут ответить телеком компании — хороший вопрос.
В рамках этого этапа, например, появится такое направление как V2V (vehicle-to-vehicle) — коммуникация автомобилей между собой, чтобы сократить количество аварий и затрат на техническое обслуживание, а также снизить выбросы углекислого газа от поездок. Или, например,
На втором этапе, возможно, мы увидим переход от connected-devices к connected-человеку: устройства способные анализировать нейроданные в режиме реального времени. Это новый уровень пост-объективных данных, которые собираются о человеке и помогают принимать более взвешенные решения. Уже сейчас много нейрофизиологических данных о нас собирается носимыми устройствами, но, если любые устройства вокруг нас смогут это делать и грамотно делиться инсайтами с нами — будет новый уровень качества жизни, например, что уровень энергии у нас снизился и что нам с этим делать. Но эволюция данного направления, прежде всего, сдерживается юридическими аспектами.
Этот тренд будет долго и многосторонне развиваться, но ключевая точка отсчёта на 2025 — устройства начнут разговаривать между собой и понимать человек без слов.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa