Сколько зарабатывает брендинг в России и зачем ему ОКВЭД?
Брендинг в Российской Федерации развивается вот уже более 30 лет. За это время появилось множество компаний, которые позиционируют себя как брендинговые. Но как пользователю разобраться: какая компания предоставляет действительно качественные услуги по созданию и развитию брендов? Профсообщество устало от хаоса, размытых стандартов и самозванцев, называющих себя брендмейкерами. Сервис Brand Hub приложил свои усилия к тому, чтобы сделать рынок прозрачным, проведя масштабное исследование, в результате которого появился национальный рейтинг брендинговых агентств России Brand Hub top100.
8 августа 2024 года был принят Закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Он вступит в силу 5 февраля 2025 года. Его основная задача — развитие креативной экономики и создание условий для самореализации граждан на основе их творческого и интеллектуального потенциала. Но есть, как говорится, нюанс: брендинг не включён в перечень креативных индустрий и не имеет своего кода ОКВЭД. При этом брендинг полностью соответствует определению креативной индустрии, под которой понимается «экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и(или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью».
В сентябре 2024 года Президент РФ поручил Правительству подготовить план по продвижению российских брендов, чтобы как можно больше людей узнали о них, в том числе, и за рубежом. На уровне государства запускаются инициативы, стимулирующие создание и развитие отечественных марок. Одна из таких — совместный проект Агентства стратегических инициатив и Фонда Росконгресс общенациональный конкурс «Знай наших». Это конкурс растущих российских брендов, которые становятся частью формирования национальной идентичности, экономической стабильности и самостоятельности нашей страны.
Авторитетные лидеры индустрии брендинга, работающие в этой сфере не одно десятилетие, выступили с инициативой дополнить открытый перечень экономической деятельности в сфере креативных индустрий услугами «по созданию и продвижению бренда». Одной из приоритетных задач при этом считают присвоение брендингу кода ОКВЭД. В конце ноября 2024 года прошло заседание координационного совета коммуникационной индустрии при Общественной палате Российской Федерации «Брендинг/Услуги по созданию и продвижению бренда». В рамках этой встречи был разработан проект классификатора, в котором брендинг был выделен в самостоятельную индустрию отрасли.
Для присвоения сегменту креативной экономики собственного кода ОКВЭД нужны основания. Цель Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) — выделить брендинг в отдельный вид креативной индустрии с присвоением соответствующего кода ОКВЭД. Для этого эксперты Brand Hub, опираясь на собственные исследования, подсчёты и данные по отрасли из открытых источников, предоставили показатели отрасли, включающие цифры по компаниям, услугам, сотрудникам и валовому доходу. Суммарный годовой оборот брендинговых агентств превысил 100 млрд рублей.
В
Аналитический отдел Brand Hub проанализировал деятельность больше 1000 агентств, которые публично находятся в брендинге или в смежных категориях услуг. Были проанализированы рекордные 85 параметров оценки, вместо 60, применявшихся для составления рейтинга Brand Hub top50. Команда экспертов Brand Hub, прежде всего, внимательно изучила и оценила «надёжность» агентств. Этот критерий включает 29 показателей, в том числе, финансовые. Далее проанализировала параметр «профессионализм» по 22 значениям. Разумеется, провела аудит агентств по критерию «экспертность» — это ещё 20 метрик. Также, был оцифрован критерий «ответственность» по 14 характеристикам.
Более 200 агентств, работающих в России, позиционируют себя как 100% брендинговые. Также есть
В процентном соотношении это выглядит так: крупных организаций — 7%, средних — 33%, малых и микропредприятий — это ИП и самозанятые — 60%. Общее количество специалистов, занятых в отрасли, более 30 000 человек. Внимательно изучив финансовые показатели индустрии брендинга, эксперты Brand Hub пришли к выводу, что оборот этого специализированного вида коммуникационной деятельности составляет около 105 млрд руб. в год.
В национальном рейтинге брендинговых агентств России Brand Hub top100 существует определённая территориальная специфика. Агентства из Москвы представлены подавляющим большинством — 52%, далее следует
Москва — 52%
Екатеринбург, Новосибирск — 4%
Другие города РФ — 29%
Самоидентификация брендинга путём присвоения ему кода ОКВЭД и включения в перечень креативных индустрий, даст возможность субъектам, оказывающим услуги по созданию брендов, полноценно развиваться. Они смогут получить господдержку в виде финансовой, имущественной, информационной, образовательной и иной помощи. Но для этого нужно выполнить ряд важных условий: быть зарегистрированным юрлицом в РФ, у которого отсутствует статус иноагента, вести деятельность на территории нашей страны, быть включённым в единый реестр субъектов креативной индустрии и не иметь просроченной неурегулированной задолженности перед государством.
Следите за обновлением главного национального рейтинга брендинговых агентств России Brand Hub top100.