Рейтинг Рунета: количество digital-подрядчиков в России уменьшится в ближайшие два года. Читайте на Cossa.ru

28 декабря 2024, 10:35

Рейтинг Рунета: количество digital-подрядчиков в России уменьшится в ближайшие два года

Оценили, сколько компаний оказывают цифровые услуги в России.


По данным Рейтинга Рунета, к концу 2024 года в России насчитывается чуть больше 3,5 тысяч компаний, оказывающих digital-услуги, и количество таких компаний в ближайшие два года будет уменьшаться. При этом почти половина фирм, оказывающих цифровые услуги, заняты в разработке и обслуживании ПО, и доля этого сегмента будет расти. Общее снижение числа компаний при росте доли разработчиков объясняется необходимостью импортозамещения и снижением бюджетов на маркетинг и рекламу.

Сервис подбора digital-подрядчиков Рейтинг Рунета завершил исследование, целью которого было оценить количество компаний, оказывающих цифровые услуги: разработка сайтов, мобильных приложений и ПО, интеграция корпоративных решений, реклама, маркетинг, коммуникации, брендинг, дизайн, контент и другие.

В анализ и выборку не попали компании, специализация которых — оборудование (продажа, настройка, интеграция, обслуживание) или продажа своих цифровых продуктов или лицензий (даже если они оказывают связанные с ними услуги).

Александр Туник

Руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета

«Долгое время по рынку ходила легенда о „десяти тысячах агентств“, которую цитировали даже хорошо знающие рынок, но которой не было ровным счётом ни одного подтверждения. Нам давно хотелось её проверить».

Команда проекта изучила публичные рейтинги и каталоги, в которых размещаются digital-подрядчики, а также сайты подрядчиков, работающих на российских клиентов. Полученные результаты были проанализированы вручную в два этапа.

На первом были отсеяны сайты компаний, специализирующиеся не на digital-услугах — например, на производстве полиграфии, бизнес-консалтинге или наружной рекламе.

На втором этапе эксперты Рейтинга Рунета оценили, являются ли найденные компании действующими, по следующим критериям: актуальность услуг и проектов, наличие (в том числе на сайте и в соцсетях компании) контента, датированного 2024 годом (новости, статьи, кейсы, отчёты о мероприятиях, награды фестивалей и так далее). Одновременно с оценкой были отсечены индивидуальные специалисты, даже оказывающие цифровые услуги.

Александр Туник

Руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета

«Мы решили, что компанию нельзя назвать рыночным игроком, если она не ведёт сайт, соцсети, блог или телеграм-канал. Она может что-то делать одному-двум заказчикам, фактически являясь выделенным в отдельное юридическое лицо инхаус-отделом, или вообще работать в „серой зоне“. А фрилансеры — это отдельный сегмент рынка, до него мы дойдём позже».

Полученный список действующих компаний вручную разделили по их специализации, которая оценивалась по выручке (если такие данные были доступны) и проектам.

В итоге, к концу декабря 2024 года было обнаружено 3504 действующие компании.

Распределение по специализации получилось таким.

  • Заказная разработка программных продуктов — 1281 (36,56%)
  • Реклама, маркетинг, коммуникации — 957 (27,31%)
  • Комплексное диджитал агентство — 656 (18,72%)
  • Интеграторы корпоративных решений — 410 (11,7%)
  • Брендинг и дизайн — 200 (5,71%)

В процессе проверки было отсеяно около 20 тысяч компаний, анализ сайтов и соцсетей которых не убедил, что компания является действующей: в них не было актуального контента и портфолио.

Александр Туник

Руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета

«Скорее всего, в 2025–2026 годах компаний, оказывающих цифровые услуги, станет ещё меньше. Скажутся сложная экономическая ситуация, тенденция на укрупнение рынка путём поглощения мелких компаний большими и сокращение маркетинговых бюджетов. Надеяться на скорое восстановление отношений с западными странами и быстрое возвращение западных брендов не стоит. Если это и случится, то точно не в следующем году. При этом доля компаний, занимающихся разработкой, вырастет из-за спроса на импортозамещение корпоративных решений»

Анатолий Денисов

Операционный директор Рейтинга Рунета

«В 2025 году мы планируем провести углублённое качественное исследование компаний, чтобы точнее определить их специализацию и другие важные характеристики».

Пояснение к результатам.

1. В списке указано количество компаний, для которых названная специализация является основной. 99% компаний при этом оказывают и другие услуги — например, разработка сайтов+поисковое продвижение или маркетинг+брендинг и дизайн. Часто такие компании делятся на так называемые «юниты» со своей специализацией и процессами.

2. Брендинг и дизайн решено выделить в самостоятельный сегмент, несмотря на то, что многие считают их частью маркетинга.

3. Комплексными признаны компании, постоянно оказывающие услуги из всех или почти всех специализаций (оценивалось по выручке и числу проектов).

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой