Крупным ИТ-компаниям нужны продуктовые маркетологи, но таких специалистов на рынке пока не хватает – исследование hh.ru и Go-To-Market-Academy. Читайте на Cossa.ru

Вчера в 13:52

Крупным ИТ-компаниям нужны продуктовые маркетологи, но таких специалистов на рынке пока не хватает – исследование hh.ru и Go-To-Market-Academy

<p>Платформа онлайн-рекрутинга hh.ru и Go-To-Market-Academy провели исследование рынка и компетенций продуктовых маркетологов в России за все время существования профессии. </p>

Продуктовый маркетинг помогает бизнесу создавать и «упаковывать» продукты так, чтобы они успешно продавались. Происходит это потому, что компания начинает лучше понимать — какие проблемы у ее текущих и потенциальных клиентов, кто ее целевая аудитория (а кто нет), какую ценность дает продукт и как это донести в каналах коммуникаций, чтобы заинтересовать и привлечь покупателей или пользователей.

Исследование проходило в двух форматах:

  1. Ретроспективный анализ опубликованных на hh.ru вакансий и резюме продуктовых маркетологов за период с момента публикации первой вакансии для профессии (2003 год) по август 2024 года.

  2. Анкетный опрос продуктовых маркетологов, CMO, digital-маркетологов и др. различных компаний, включая крупные (Т-Банк, Авито, Солар, Контур и др). Количество респондентов, принявших участие — 2 000 человек различных специальностей. Из них продуктовых маркетологов — 21%, руководителей отдела маркетинга - 16%, CMO (директор по маркетингу) — 12%, digital-маркетолог — 10%, продакт менеджеры — 5%.

Востребованность на рынке

Исходя из количества вакансий и резюме, опубликованных на платформе hh.ru, продуктовый маркетолог (PMM) — это быстро развивающаяся специальность, популярность и востребованность которой растет.

Самая первая вакансия PMM в России была размещена в 2003 году, а сегодня каждый второй PMM уже менял место работы минимум 1 раз. С 2021 года, за два года, количество вакансий и резюме выросли почти в 2 раза. По данным ретроспективного анализа hh.ru, количество опубликованных вакансий в 2021 и в 2023 годах выросло в 1,8 раз, количество опубликованных резюме — в 2,1 раза.

При этом конкуренция среди соискателей очень низкая. На одну размещенную вакансию приходится всего 3 резюме. hh.индекс (соотношение количества резюме к количеству вакансий) для данной профессии составляет 3,4, что означает дефицит соискателей.

Для сравнения, значение общего hh.индекса профессиональной области «маркетинг, реклама и PR» в 2023 году составило 13,5 – «крайне высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места».

Портрет PMM

Как выглядит портрет кандидата по социально-демографическим характеристикам исходя из анализа резюме: 66% резюме в 2024 году было от женщин, 44% — от мужчин. При этом самой обширной группой по соцдем-параметрам стали женщины возраста 25-34 года.

По результатам анализа вакансий на hh.ru, ТОП-3 сферы, где востребованы продуктовые маркетологи, — это ИТ, финтех, образовательные сервисы. Это подтверждается результатами анкетирования респондентов, из чего можно сделать вывод, что продуктовый маркетинг ключевым образом востребован в ИТ.

70% респондентов, у которых в компании есть хотя бы один PMM, работают в организациях с годовой выручкой свыше 1 млрд рублей. Можно сделать вывод, что портрет работодателя продуктового маркетолога — это ИТ-компания с выручкой более 1 млрд рублей, т. е. зрелая компания, которой нужно обосновывать ценность своего продукта для покупателей.

Какие навыки и компетенции ожидают от продуктовых маркетологов и какими они обладают на самом деле

В рамках исследования было выделено топ-10 навыков, которые чаще всего упоминаются в вакансиях продуктовых маркетологов. На основании них можно сделать вывод о том, какие навыки и компетенции ожидают от кандидатов работодатели:

Также было проанализировано, какие навыки чаще всего упоминают в своих резюме продуктовые маркетологи.

Можно заметить, что спрос и предложение среди навыков в вакансиях и резюме несколько отличаются. Наиболее востребованный среди работодателей навык — это проведение исследований, но в резюме он оказывается только на третьем месте. На первом месте по упоминаниям в резюме указан навык управления проектами.

В опросе респондентов попросили отметить те задачи, которыми им приходилось заниматься в своей работе. Был выделен список маркетинговых задач, которые продуктовые маркетологи отмечали наиболее часто (>55% делали это хотя бы 3 раза).

Сколько зарабатывают PMM

Самый распространенный диапазон зарплат PMM в 2024 году составил 150 – 199 тысяч рублей. После сравнения с зарплатами «коллег по цеху» можно прийти к выводу, что переход на позицию продуктового маркетолога — это неплохая возможность горизонтального роста, которая позволяет иногда зарабатывать больше, чем коллеги других маркетинговых специальностей.

Результат анализа вакансий, размещенных на hh.ru, дал аналогичные цифры. Работодатели в среднем готовы платить сотрудникам с опытом от 1 до 3 лет даже чуть больше, чем те указывают в резюме.

Кто становится продуктовыми маркетологами

В основном продуктовыми маркетологами становятся специалисты, которые уже работали в смежных областях маркетинга (52% — варианты ответов «Маркетолог», «Бренд», «Реклама»).

Заключение

Результаты исследования показывают, что профессия продуктовый маркетолог широко востребована, причем основной спрос формируют крупные ИТ-компании. Несмотря на более высокую зарплату, специалистов на рынке пока не хватает, особенно по сравнению с другими областями маркетинга. Поэтому есть потенциал роста рынка за счет переобучения, что также подтверждается результатами исследования: основное количество специалистов до того, как занять позицию продуктового маркетолога, работали на других маркетинговых специальностях.

Комментарии экспертов результатов исследования

Светлана Берегулина

Cооснователь Go-to-Market Academy, экс-директор по маркетингу 1С-Битрикс

«Мы видим, что продуктовые маркетологи появляются в мульти-продуктовых компаниях. Для небольших бизнесов их роль часто выполняет СМО. Однако с увеличением количества продуктов и их сложности спрос на PMM будет расти. Продуктовый маркетинг — это больше не просто функция, а стратегическая часть бизнеса, помогающая выстраивать ценность продукта и конкурировать на рынке»

Евгений Мео

Cооснователь Go-to-Market Academy, директор по маркетингу Астрал Софт

«Продуктовый маркетинг становится незаменимым из-за растущей сложности продуктов. Важно привлекать РММ на ранних этапах, чтобы разобраться не только в технической составляющей, но и в том, как доносить ценность до пользователей. Это ключ к успеху на конкурентных рынках»

Анна Енютина

Директор по маркетингу Т-Мобайл (виртуальный оператор Т-банка)

«За последние пять лет мы видим, насколько растет востребованность продуктовых маркетологов. Кажется, что они сейчас почти всем нужны, и спрос на специалистов огромный. Но что касается понимания их задач — пока на рынке разброд и шатание. Разные компании имеют разные ожидания и метрики, за которые отвечает РММ. Нам еще предстоит пройти путь к зрелости.
Для РММ важно включаться в работу над продуктом как можно раньше, делать акцент в сторону Discovery блока: выявление пользовательских инсайтов и ценности для пользователя. Для РММ очень важна софтовая составляющая, та же эмпатия, умение взаимодействовать с другими департаментами и продвигать свои идеи внутри компании. Если ты не можешь продать свою идею внутри компании, как ты будешь продвигать ее вовне?»

Любовь Смертина

Директор по маркетингу МТС Линк

«Функция продуктового маркетинга зреет, и довольно давно. Не так давно, как функция маркетолога в целом, но уже лет 15, до полной зрелости ей еще далеко. Когда в 2015 году в СКБ Контуре я начала заниматься продуктовым маркетингом и его построением, позиции продуктовых маркетологов уже были, но у них были очень разные функции. Кто-то печатал листовки, кто-то делал исследования, кто-то проводил ивенты. У всех были разные компетенции.
Очень сложно было объяснить бизнесу, зачем нужны эти люди, особенно в таком виде. Также было трудно разделить функции продуктовых маркетологов с продактами.
Мы решили эту проблему путем создания матрицы компетенций, она помогла нам как нанимать людей, так и развивать их. Через матрицу было проще объяснить бизнесу, чем занимается продуктовый маркетолог, почему он ценен, и разделить зоны ответственности с другими функциями маркетинга и продактами. Когда есть четкое описание, договариваться проще, и это значительно повышает экологичность коммуникации. Это действительно нам помогло»

Полина Захарова-Щукина

PO & PMM Carrot Quest

«Роль РММ за последние годы стала более популяризирована на рынке, но ее пиковый рост еще впереди. Обязанности РММ в Big tech с множеством разных продуктов очень отличаются от продукта к продукту внутри одной компании. Поэтому считаю, что функция Продуктового маркетинга еще формируется на рынке.
Считаю, что РММ должны уметь проводить исследования и разговаривать с клиентами. РММ, который не проводит исследование вместе с продактом и не проверяет свои гипотезы исследованиями — это скорее просто маркетолог, который хочет зарплату повыше за счет модной приставки, и если этот навык не качать, то в РММ-ах наступит разочарование, как когда-то это произошло с Growth-маркетологами»

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой