Что произошло с просмотрами видео в российском сегменте YouTube после его замедления
Исследование LiveDune.
Что произошло с просмотрами видео в российском сегменте YouTube после его замедления? Чтобы ответить на этот вопрос, сервис аналитики и управления соцсетями LiveDune изучил, как менялись медианные просмотры 1,7 млн видеороликов, опубликованных в пяти тысячах российских YouTube-каналов в 2023 и 2024 годах.
Всего волн замедления было три. Первая началась в конце июля — тогда трафик YouTube замедлился у провайдеров домашнего интернета, а вот у мобильных операторов сервис продолжал работать. Вторая волна случилась в ноябре, но была небольшой — причём, возможно, она была связана не столько с замедлением самого YouTube, сколько с усилением борьбы со средствами обхода блокировки. Третья случилась в середине декабря — тогда YouTube практически перестал работать и у российских мобильных операторов. Все эти волны хорошо заметны на графике величины российского трафика YouTube по сравнению с общемировым трафиком, опубликованной самим Google:
Google не раскрывает, каким образом определяет региональную принадлежность трафика.
В справке говорится: «Невозможно с полной достоверностью знать, откуда поступает трафик. Мы используем как сторонние данные, так и собственные технологии».
Достоверно неизвестно, попали ли в этот график жители России, которые заходят на YouTube через зарубежные серверы. Судя по тому, что некоторые из них сообщают о прекращении показа рекламы в каналах, как минимум часть таких пользователей Google определяет как российских, несмотря на их зарубежные IP-адреса.
На основе накопленных данных сервиса мы подсчитали просмотры 1,7 млн роликов, опубликованных в 5 тысячах российских YouTube-каналах с 1 января 2023 по 31 декабря 2024 года и вывели медианные значения в зависимости от месяца их публикации. График изменения медианного числа просмотров выглядит следующим образом:
Источник: LiveDune
Если взять за точку отсчета июнь 2024-го — последний месяц, в котором YouTube в России работал совершенно без замедления, то изменения выглядят так:
- в июле медианное количество просмотров одного видеоролика составило 94,25% к июньскому.;
- в августе резко снизилось до 79%;
- в сентябре до 76%;
- в октябре до 72%;
- в ноябре до 69%;
- в декабре видео набирали уже 48% от июньских просмотров (и 51% от уровня декабря 2023 года, см. таблицу ниже).
В первый месяц замедления эффект оказался примерно таким же, как мы наблюдали в 2022 году в Инстаграме*. В апреле 2022-го просмотры постов и сториз также разом снизились на 10–20% от своих доблокировочных показателей и с тех пор продолжают плавно снижаться (подробнее по ссылке в полной версии исследования Инстаграма*).
В случае с YouTube снижение количества просмотров с каждым месяцем выражено сильнее, но есть важная деталь. Ряд роликов может добирать новые просмотры месяцы и годы, что вносит искажение в статистику последних месяцев.
Больше всего от замедления пострадали каналы с 100 тысяч — 500 тысяч подписчиков. У них в декабре осталось 44% от июньских просмотров.
На крупных каналах, где подписчиков больше миллиона, даже третья волна блокировки отразилась не так сильно. Там к декабрю осталось 80% от июньских показателей. Это может говорить о том, что у этих каналов наиболее лояльная аудитория, которая готова тратить силы на обход блокировок ради их контента.
Также замедление слабо сказалось на каналах, где меньше 10 тысяч подписчиков — у них просмотры и вовсе остались практически такими же, как и были до замедления.
Таблица: сравнение медианного числа просмотров видео год к году (2024 год в сравнении с 2023 годом, где аналогичный месяц 2023 взят за 100%)
Источник: LiveDune
Помимо количества просмотров мы изучили изменение среднего количества лайков и комментариев в пересчёте на одно видео. Как и в случае с Инстаграмом*, реакции пользователей снизились не так сильно, как просмотры.
Так, количество оставленных лайков в декабре составило 72% по сравнению с уровнем июня, а комментариев — 81%. Это говорит о том, что в YouTube осталась наиболее активная аудитория. Что логично: ведь пытаться обходить блокировки в первую очередь будут те, кто наиболее вовлечён.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
![](/upload/medialibrary/217/z32fdb5wwa490fy5p2bx02nycmcmun42/100x100_logo_mf_target.png)
Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.