Для 70% российских креаторов работа в социальных медиа — основной род деятельности
Отчёт института исследований культуры НИУ ВШЭ.
Новое исследование «Эпоха творцов», проведённое Институтом исследований культуры НИУ ВШЭ, подтверждает растущий тренд на использование отечественных платформ креаторами, подчеркивая важность микроинфлюенсеров, коротких видеоформатов и региональной экспансии.
Российские платформы в части возможностей, предоставляемых креаторам, догоняют зарубежные аналоги и динамично меняются учётом актуальных потребности пользователей, — свидетельствуют данные исследования «Эпоха творцов», проведённого Институтом исследований культуры Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ*. Авторы контента уже выбирают и отмечают отечественные социальные медиа и платформы среди наиболее перспективных площадок для работы. По оценкам экспертов, основными площадками для размещения контента выступают платформы ВКонтакте, VK Видео, VK Музыка и Telegram.
Отечественные платформы постоянно улучшают условия для авторов и расширяют возможности монетизации контента. Результатом этих усилий становится растущая доля творцов, для которых работа в социальных медиа является важным источником заработка. Для блогеров наиболее распространённым источником дохода являются рекламные контракты (40%), на втором месте — донаты от аудитории (34%), на третьем — создание и продажа собственных продуктов (мерч, курсы) (24%). По оценкам экспертов, монетизация контента становится ключевым фактором успеха, и платформы активно разрабатывают новые инструменты для её обеспечения. Среди таких — VK Adblogger, предоставляющий бизнесу широкие возможности для размещения рекламы, сбора и анализа статистики её показов и оптимизации продвижения в соответствии с ним.
Креативные индустрии предоставляют возможности не только для тех, кто имеет профильное образование, но и для самостоятельно освоивших нужные профессиональные навыки. Среди блогеров, инфлюенсеров и администраторов сообществ только каждый шестой говорит о наличии профильного образования. В различных группах креаторов профильное образование имеет 51% опрошенных дизайнеров, 49% специалистов по работе с текстами, специалисты по работе со звуком — 33%, специалисты в сфере видеопродакшена — 24%, по 16% — блогеры и владельцы и администраторы сообществ или каналов.
По оценкам экспертов, креаторы, которые хотят повысить квалификацию, нередко сталкиваются с барьерами: отсутствием обучающих программ по нужной специальности, высокой стоимостью курсов, неактуальностью программ обучения. Среди практикоориентированных обучающих программ опрошенные эксперты называют программы Творческой лаборатории Института медиа НИУ ВШЭ, Университета креативных индустрий Universal University и открытой креативной платформы Простор.
Создатели контента, работающие в социальных медиа, ощущают растущую потребность в аналитических и управленческих навыках со стороны креаторов. Согласно исследованию, в топ-5 востребованных навыков вошли креативность, цифровые и технические навыки, чувство трендов, бизнес-мышление, аналитические способности. Необходимые компетенции творцы развивают, работая над проектами на практике, обучаясь самостоятельно и взаимодействуя друг с другом в профессиональных сообществах.
Работодатели говорят о росте спроса на креативных специалистов, эффективно использующих возможности искусственного интеллекта. Чаще всего возможностями ИИ в своей профессиональной деятельности пользуются дизайнеры (65%), реже других — блогеры, инфлюенсеры (41%) и специалисты по работе со звуком (36%). Около трети всех представителей креативных индустрий планируют использовать ИИ в работе в будущем.
«Экономика творцов — явление, которое на протяжении последних лет привлекает внимание зарубежных исследователей по всему миру, но до настоящего времени на российском материале этот феномен не описывался. В этом смысле настоящее исследование является передовым для России. Сегодня сложно оценить масштаб этого явления в силу широкой распространённости цифровой активности, однако проведенный опрос и экспертные интервью указывают на повышения интереса к креаторам и инфлюенсерам со стороны цифровых платформ и бизнеса», — Александр Сувалко, заместитель директора Института исследований культуры Факультета гуманитарных наук.
*Институт исследований культуры НИУ ВШЭ провёл количественный опрос 2389 человек, фокус-группы с представителями различных креативных сфер в России, экспертные интервью с руководителями агентств, помогающих развитию блогеров и других креаторов. Исследование проводилось в четвёртом квартале 2024 года.
Цель исследования — выяснить текущее положение представителей российской креативной экономики, их потребности в работе в социальных медиа, а также ожидания от владельцев цифровых платформ в России.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.