Фотограф получает миллионы, защищая авторские права
Аргументы флористов
Во многих публикациях в СМИ фотографа называют мошенником: мол, фотографии были размещены в общем доступе специально, без указания авторства, с целью заработать на выигранных в суде делах. По данным журналистов, у Алексея за спиной уже 200 выигранных дел со средней компенсацией в 30 тысяч рублей — а это 6 миллионов. Флористы начали объединяться, считая, что стали жертвами сутяжничества.
- Я был уверен, что это какой-то обманщик, потому что всё выглядело очень подозрительно. Фотографии были в интернете без каких-либо отметок, и вдруг появился правообладатель, - говорит флорист Сергей Астафьев в интервью НТВ.
Автор снимков предложил решение проблемы — 120 тысяч рублей за шесть фотографий букетов. В процессе переговоров сумма уменьшилась вдвое, но разрешать спор из-за авторских прав все равно пришлось в суде. В итоге использование чужих фото обошлось флористу в 30 тысяч.
Позиция правообладателя
Мнение Алексея Жилкова в публикациях и видеосюжетах звучит нечасто. Тем не менее, его можно найти. И тут взгляд на ситуацию меняется кардинально. Дело в том, что Алексей не просто фотограф, но и сам владелец интернет-магазина цветов. Фотографии для своего сайта он создавал сам. Однажды заметил, что они разлетелись по всему интернету.
- Признаюсь, приятного мало. Во-первых, чтобы создать фото, надо приобрести красивые цветы, во-вторых, оплатить работу флориста, который соберет из них композиции, в-третьих, сделать фото, потратив свое время на съемку. Ну и в-четвертых, эти магазины, по сути, мои конкуренты, которые, не приложив никаких усилий, взяли чужие фото и предъявили их как свои, - негодует автор снимков. - Я стал звонить и говорить владельцам таких интернет-магазинов, что, мол, фотографии мои, а вы взяли их без спроса, поэтому будьте добры удалить. В ответ я получал или откровенное послание, или цинично-ироничное, мол, иди, докажи, что твои…
И Алексей пошел. Он нашёл более 1300 случаев нарушения своих авторских прав. Уже около 200 судов он выиграл, ещё примерно 200 сейчас находятся в процессе. С кем-то удается договориться, минуя суд, кого-то автор снимков просто прощает.
- Только пять человек позвонили мне и признали свою неправоту. Тем, кто связался со мной, я сказал, что не буду подавать на них в суд. И я не подал. Моя цель не в том, чтобы заработать деньги, - говорит фотограф-флорист.
Буква закона
“Мы не собирались нарушать чьи-либо права. Эти фотографии были в открытом доступе, и мы их взяли без злого умысла”, - твердят в один голос “жертвы фотографа-сутяжника”. Но это никаким образом не оберегает их от нарушения закона.
Автор имеет право использовать свое произведение анонимно. То есть закон не обязывает его открыто указывать свое авторство. Вся ответственность ложится на тех, кто решит бесплатно использовать чужой труд. И даже не бесплатно.
Как чаще всего рассуждает предприниматель, обращаясь к фрилансеру? Сейчас мы обо всем договоримся, я оплачу услуги, согласую результат и заберу себе заказанные материалы. Но при таком раскладе все права остаются у исполнителя и он в любой момент может запретить вам использовать результаты своей работы и даже продать контент вашему конкуренту. Без заключения договора автор вправе начать использовать созданное им произведение в личных целях. А вам он может запретить его использовать и даже потребовать компенсацию до 5 миллионов рублей. Тот факт, что вы купили произведение ничего не будет значить, если нет документального подтверждения с четкими условиями.
Как правильно передать права от исполнителя заказчику
Чтобы стать законным владельцем любого авторского произведения, можно использовать один из трех способов.
Договор отчуждения исключительных прав на произведение. По сути это покупка уже готового контента. Права передаются целиком и навсегда, и вы можете использовать произведение, как захотите: в рекламе, в карточках товаров, на сайтах.
Заключение лицензионного договора. Лицензия - это разрешение использовать произведение на определенных условиях. Например, только на маркетплейсах. Все права при заключении такого договора остаются у автора. Он просто дает вам возможность использовать контент за вознаграждение на ограниченный период. Лицензия может быть исключительной и неисключительной. Исключительная дает право использования произведения только одному лицу. Неисключительная - нескольким. При подписании договора обязательно проследите, чтобы лицензия была исключительной. Иначе исполнитель сможет продать контент кому-то еще, в том числе - вашим конкурентам.
Заключение договора авторского заказа. Он подойдет, если вы просите исполнителя создать контент под ваши требования. После выполнения заказа обязательно нужно подписать акт приема-передачи. В нем фиксируется факт передачи прав и получение автором вознаграждения.
И главное. В любом договоре с исполнителем описывайте в деталях само произведение. Можно даже поместить его в приложение к договору и скрепить подписями обеих сторон. Чтобы учесть все нюансы, рекомендую не пользоваться шаблонами из интернета. В них могут быть огромные “пробелы”, которые поставят под угрозу ваши права. Гораздо надежнее обратиться к юристу, который составит договор под конкретное произведение.
Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Эксперты федерального патентного бюро "Железно" помогут! Пишите в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.