Как обойти отказ в регистрации товарного знака: рассказываем на примере из практики патентного бюро

Harmful — безусловно, яркое и необычное название. С английского слово переводится как “вредный, опасный, губительный”, а такое значение — серьезное препятствие для регистрации. Дело в том, что основанием для отказа в Роспатенте является противоречие общественным интересам и нормам морали. К примеру, не получится зарегистрировать ругательства или слова, которые вызывают негативные ассоциации. Harmful вызвал именно такие ассоциации у экспертов Роспатента.
Первый отказ Роспатента
Риски отказа с самого начала были высоки. Но в патентном бюро “Железно” сложных случаев не боятся. Мы предупредили клиентку — на заявку скорее всего придет отказ, но его можно будет оспорить в Палате по патентным спорам. Девушка была настроена решительно и не боялась предстоящей борьбы, поэтому заявку на регистрацию “вредного” бренда мы все-таки подали. И, как и ожидали, сначала получили отказ.
Эксперт ведомства отмечал, что у слова harmful явно негативная окраска. В доказательство он привел выдержку из словаря Мюллера. По его мнению, название с таким смыслом противоречит интересам потребителей.
Результаты опроса как аргумент
Мы решили противопоставить мнению Роспатента результаты общественного мнения и провели опрос, в котором поучаствовали около 2 тысяч человек. В результате:
80% опрошенных ответили, что не знают перевод слова harmful;
всего 43% знают перевод верно;
около 60% не считают, что название противоречит общественным интересам.
Кроме этого, мы привели в пример другие торговые знаки с негативным значением, которые тем не менее прошли регистрацию в ведомстве: Bad (плохой), Sinful (греховный), Dangerous (опасный).
Эти аргументы, к сожалению, не убедили Роспатент. Тогда мы пошли отстаивать бренд в Палату по патентным спорам.
Заседание в Палате по патентным спорам
Палата – это подразделение Роспатента, в котором коллегия из трех экспертов рассматривает спорные случаи по регистрации товарных знаков. Для заседания мы подготовили несколько новых аргументов.
Сослались на данные последней переписи населения: английским владеют около 3,5% россиян. Перевод слова harmful не знаком среднестатистическому российскому потребителю.
Привели примеры зарегистрированных названий с негативным значением — Вредина, Смертельные опыты, TOXIC WASTE (“токсичные отходы”), Noxious (“вредный, ядовитый”).
Обосновали, что предпринимательница вкладывает несколько иной смысл в слово “вредный”. У ее бренда “вредный” характер, то есть целеустремленный и напористый.
Чтобы повысить шансы на победу, мы сократили перечень товаров и услуг для регистрации, исключив из него детские, медицинские и религиозные товары, а также связанные с фармацевтикой услуги. Ведь свойства таких продуктов не должны быть “вредными”.
“Вредный”, но разрешенный
В итоге Палата приняла решение в нашу пользу. Слово “вредный” признали многозначным. Само по себе оно не оскорбляет человеческое достоинство и не является непристойным. Если кто-то считает иначе — это уже субъективное мнение.
Нашей клиентке понадобился год, чтобы зарегистрировать свой бренд. Мы гордимся ее “вредным”, напористым характером и ее таким же замечательным брендом! Вместе с ней радовались, что несмотря на все препоны знак удалось отстоять.
Такие истории показывают, что за название стоит побороться, особенно если в него уже вложены деньги и силы. Но лучше еще до запуска бизнеса узнать, можно ли зарегистрировать ваш бренд как товарный знак. Так вы сможете подобрать название, которое в будущем защитит ваш бизнес, но не потребует лишних усилий при регистрации.
В патентном бюро “Железно” мы бесплатно проводим предварительную проверку обозначения перед подачей заявки в Роспатент. Оставить заявку можно на сайте, в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Мы зарегистрировали уже более 18 тысяч товарных знаков. Зарегистрируем и ваш!