Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Тренды инноваций в ритейле
В российской экономике есть две одни из самых крупных и весьма консервативных отрасли: финансы и розничная торговля, размер которых наряду со столь же крупными и столь же консервативными нефтегазовой и рекламной вполне позволяют только на внутреннем рынке строить миллиардные компании. А это значит, что банки и ритейл являются весьма привлекательными для инвестиций с одной стороны и представляют большой интерес как потенциальные заказчики для новых инновационных компаний с другой стороны.
Однако, рынок традиционных финансовых институтов и торговых сетей является уже много лет сильно насыщенным и сильно концентрированным, поэтому хороший возврат на инвестиции в создание новых участников рынка тоже возможны только на основе новых технологий, которые меняют привычные бизнес процессы и позволяют новым игрокам успешно конкурировать с традиционными лидерами. Прежде всего, такой инновационной возможностью быстро нарастить свою долю на рынке для банков и продавцов является сегодня электронная коммерция.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Мы все знаем успешные финансовые проекты осуществляемые сегодня в онлайне или с большой долей онлайна, такие как платежные системы QIWI и Яндекс-Деньги, виртуальные банки, такие как Тиньков и Рокетбанк, но есть множество новых проектов помогающих заменить наличные деньги транзакциями по банковским карточкам при помощи мобильных приложений в сфере малого бизнеса, где еще вчера позиции наличной оплаты казались совершенно незыблемыми. Вы уже сегодня можете расплачиваться при помощи мобильного приложения в такси и ресторанах.
В части розничной торговли в соревнование с традиционными магазинами вступили интернет торговцы, не имеющие торговых площадей и умеющие лучше удерживать один раз привлеченного посетителя. Мы все знаем крупнейшие интернет магазины ЛаМода и Озон, соизмеримые по своим объемам продаж с крупнейшими офлайновыми сетями. Однако, прогнозируемого десять лет назад отмирания традиционной торговли не случилось и теперь уже понятно, что сама парадигма соревнования двух каналов продаж оказалась ошибочной.
Дело в том, что у традиционных магазинов есть свои принципиальные преимущества, например, возможность выбрать товар при непосредственном контакте с ним, поговорить с продавцом, а главное сразу же забрать покупку. Если в интернете торговцы могут получить большее число виртуальных посещений, то традиционной торговле при фиксированном трафике в магазине, существует гораздо лучший показатель по конверсии посещения в покупку. Кроме того, для современного покупателя нет разницы в способе покупки, но есть разница в способе выбора и способа получения товара.
Например, как показывают последние исследования потребительских предпочтений, есть большое количество покупателей предварительно выбирающих товар в интернете, но саму окончательную покупку совершающих в магазине. Есть и большая группа покупателей с обратными предпочтениями, выбирая товар в традиционном магазине саму покупку позднее они осуществляют через интернет. Эти же исследования показывают, что главным критерием при выборе способа покупки является самовывоз или доставка, а также сложность критериев выбора того или иного товара.
Поэтому, сегодня многие традиционные торговцы строят дополнительные каналы по продаже через интернет, а многие интернет торговцы открывают офлайновые магазины. Например, торговая сеть МВидео стала за пару лет одним из самых крупных интернет продавцов, а Юлмарт открывает все больше традиционных магазинов. При этом, конкуренция между ритейлерами переходит в плоскость кто именно обеспечит самую удобную реализацию бизнес процессов выбора, покупки и доставки с возможным использованием разных интерфейсов одним и тем же пользователем. Именно построение многоканального взаимодействия сегодня одна из главных инноваций.
Однако, есть и много других возможностей для инноваций в розничном сегменте, связанных с персонализацией предложений для клиентов розничного бизнеса, повышения знаний о способах принятия решений клиентами ритейлеров, а также построением умных систем лояльности. Так или иначе, все это основано на правильном использовании современных аналитических технологий, что известно под названием BigData. Однако, как показывает практика, собственно возможности проанализировать большие данные накопленные в розничной отрасли о потребительском поведении, реализуются наиболее просто, а гораздо сложнее нужные данные накопить.
И здесь, мы плавно переходим в своем рассказе про инновации для розничной торговли от возможностей собственно для операторов конкретных торговых сетей или конкретной электронной коммерции, к рассказу о новых компаниях, которые могут возникать как партнеры отрасли в целом, накапливая у себя данные по пользовательскому поведения и пользовательским предпочтениям, собранные в самых разных источниках и приведенные к единому пользовательскому профилю. При этом, собрать такие данные в интернете гораздо проще, чем в мире традиционных продаж, но тем более ценен окажется результат.
Именно по этой причине, сегодня для венчурной индустрии наиболее интересно инвестировать в стартапы, работающие в розничном сегменте с учетом накопленного опыта онлайновых продаж, что дают возможность любым традиционным торговцам наиболее легко и просто стать мультиканальными. С другой стороны получить для основного потока офлайновых покупателей возможность знать о них так же много как о потребителях привлекаемых из интернета. В стартапы, которые могут позволить привлечь больше трафика по меньшей цене в ваш магазин, поднять среднюю сумму чека в вашем магазине или увеличить среднее количество покупок одним вашим потребителем.
Кстати, если вы заинтересованы узнать больше об инновациях для ритейла, то мы в нашем посевном венчурном фонде the Untitled retail lab, работающим с отраслевыми проектами, приняли решение помочь первому российскому конкурсу стартапов для отрасли розничной торговли Retail Big Challenge , который организует один из крупнейших отечественных бизнес ангельских объединений Venture Club при поддержке Центра Инновационного Развития Москвы, поскольку для нашего города розничная торговля является одним из важнейших источников пополнения городского бюджета, который заинтересован в инновационном развитии отрасли.