Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Доступность социальных сетей
«Если вы создаете сообщение — удостоверьтесь, что каждый сможет получить его».
Введение
С каждым годом объемы цифрового контента увеличиваются, все больше печатных изданий трансформируются в свои цифровые аналоги, онлайн-видео начинает отвоевывать позиции у обычного телевидения, не прекращается рост популярности социальных сетей. Новые технологии постоянно изменяют мир вокруг, создавая при этом, впрочем, новые проблемы доступности информации. Работа дизайнеров, разработчиков в этом направлении постоянно совершенствуется, однако в разрезе социальных сетей (как наиболее посещаемых и популярных «хабов» в Интернете) данная проблема остается, и пока не видно готовых ее окончательных решений от разработчиков самих сервисов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Социальные медиа
Социальные медиа в настоящее время принято рассматривать как широкий спектр различных ресурсов, включающий в себя:
- интернет-форумы;
- социальные сети;
- блогохостинги;
- доски объявлений;
- подкасты;
- видео и сервисы онлайн-просмотра видео в Интернете.
Основной задачей социальных медиа является осуществление коммуникации между пользователями, то есть передача сообщений, и большинство социальных сервисов предлагают те или иные формы коммуникации: начиная от ведения блога и публикации сообщений размером в 140 символов (аналог SMS) и заканчивая подкастами и собственными пользовательскими видеоканалами. Формат коммуникации становится базовой функцией социальных сервисов, ключевым отличием сервисов друг от друга, поэтому именно эти функции стараются развивать в первую очередь, внедрять в них новые технологии, совершенствовать дизайн, оптимизировать удобство использования интерфейсов.
Тем не менее, большая часть таких социальных сервисов не всегда обеспечивает доступность для пользователей, обращающихся к вспомогательным технологиям, – например, к программам для чтения информации с экрана (скрин-ридеры). Из-за постоянного развития нового функционала вспомогательные технологии не успевают развиваться с аналогичной скоростью, в результате чего люди с ограниченными возможностями оказываются позади прогресса и испытывают трудности при взаимодействии с такими сервисами.
В данной статье будут кратко рассмотрены наиболее популярные в российском сегменте Интернета социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter.
Анализ социальных сервисов
Настоящее исследование выбранных социальных сервисов проведено по нескольким аспектам, однако исходно оно не рассчитано на то, чтобы выполнять функции полноценного юзабилити-тестирования на доступность. Задача данного анализа – рассмотреть наиболее популярные функции сервисов с точки зрения доступности; цель – определить, насколько внимательно разработчики подходят к обеспечению решений данной проблемы. Среди выбранных критериев анализа во всех сервисах могут быть рассмотрены:
- регистрация в онлайн-сервисе;
- базовый стандартный интерфейс использования сервиса;
- механизмы распространения информации в социальных сервисах и за их пределами.
Вконтакте
Разработчики Вконтакте (самой популярной русскоязычной социальной сети), уделяя внимание вопросам доступности своего проекта, в то же время не делают на этом никаких специальных акцентов. Иными словами, в проекте отсутствует справочная информация о возможностях для людей с ограниченными возможностями. В целом на проекте можно зарегистрироваться и пользоваться основными функциями, однако ввиду последних нововведений часть функционала становится недоступной для людей с ограниченными возможностями. И тут речь идет о технологичных решениях – таких как, к примеру, чат и обмен личными сообщениями во всплывающих слоях в основном окне сайта, а также массовая загрузка фотографий и прикрепление документов при помощи FLASH-загрузчика.
Одноклассники
Социальная сеть Одноклассники изначально была рассчитана на более возрастную аудиторию (в отличие от Вконтатке, Facebook и Twitter), поэтому ее интерфейсы на протяжении развития проекта всегда оставались достаточно простыми, без применения новых технологичных решений. Такой подход выглядит недостаточно актуальным с точки зрения внешнего вида и удобства сети для «современных» пользователей; вместе с тем он более близок и «дружественен» не только старшей аудитории, но и, как оказывается, людям с ограниченными возможностями, которые в контексте применения такого подхода могут свободно использовать скрин-ридеры и другие вспомогательные технологии.
Среди всех рассматриваемых сервисов Facebook обладает наибольшей аудиторией – более 833 миллионов человек [1] по всему миру, поэтому в нем вопросам доступности уделяется достаточно большое внимание. Основной массив функционала адаптирован с применением вспомогательных технологий [2] для работы с ним пользователями с ограниченными возможностями. Несмотря на то, что у сети имеются исключения в виде некоторых элементов интерфейса и функционала (например, перетягивания drag-n-drop при загрузке фотографий или использования слайдеров в настройках, что делает невозможным использование этих функций при работе с клавиатуры), получить доступ к этим функциям можно при использовании специальной HTML-версии сайта или мобильной версии социальной сети. Регистрация в социальной сети полностью доступна для людей с ограниченными возможностями, поле ввода CAPTCHA снабжено функцией аудио-произношения кода.
В конце 2011 года разработчики Twitter анонсировали комплексное обновление дизайна проекта [3]. Изменения коснулись и вопросов доступности использования пользователями с ограниченными возможностями. Так, например, из формы регистрации на сервисе полностью убрали проверочный код CAPTCHA. По-прежнему остались отдельные проблемы с горячими клавишами, которые могут конфликтовать с настройками некоторых программ для чтения с экрана (при этом часть из них по-прежнему не оптимизирована с точки зрения доступности; в Интернете, впрочем, существуют надстройки для браузеров [4], позволяющие устранить ошибки разработчиков).
Благодаря тому, что сервис предоставляет полноценное API (программный интерфейс для удаленного взаимодействия со сторонними приложениями), независимые разработчики спроектировали специальную версию интерфейса сервиса для людей с ограниченными возможностями – EasyChirp.com [5] (первоначальное название – Accessible Twitter). Особенностями данного проекта являются возможность работы во всех браузерах (в том числе, в устаревшем Internet Explorer 6), возможность полноценной работы с помощью клавиатуры, отсутствие JavaScript, нетребовательность к скорости соединения пользователя с Интернетом.
Сокращенные ссылки
Одним из набирающих вес факторов снижения доступности социальных сетей стали сокращенные ссылки. Эту технологию используют социальные сети ВКонтакте (vk.cc), Facebook (fb.me), Twitter (t.co), превращая при публикации сообщений длинные ссылки в сокращенные, состоящие из нескольких символов. Для обычных пользователей это удобно, так как новшество позволяет оптимизировать длину сообщения, однако для пользователей с ограниченными возможностями становится крайне затруднительным узнать адрес ссылки без перехода по ней, что значительно снижает удобство использования сервиса (скрин-ридер озвучивает сокращенную ссылку).
Мобильные версии
Одним из решений, которое одинаково применимо для всех вышеперечисленных социальных сетей, является работа пользователей с ограниченными возможностями с мобильными версиями проектов, которые реализованы в нескольких вариантах:
- упрощенные мобильныеweb-версии проектов;
- мобильные приложения для популярных платформ.
Упрощенные мобильныеweb-версии сервисов обеспечивают доступ к 80% функционала основной версии сайта; кроме того, за счет использования базовых разработок появляется перспектива более продуктивного применения к таким версиям вспомогательных технологий для людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, необходимо отметить, что разработка мобильных версий еще не в полной мере следует приоритету адаптации элементов с точки зрения общей доступности.
У всех вышеперечисленных социальных сетей существуют мобильные приложения для популярных платформ iOs и Android. Данные операционные системы имеют встроенные средства обеспечения доступности приложений. Рассматривая операционную систему iOS, стоит уточнить, что ее разработчик, компания Apple, выпустила в составе документации и рекомендации по разработке доступных приложений (также данные приложения пройдут дополнительную проверку перед публикацией в каталоге программ AppStore), а в саму операционную систему теперь встроен скрин-ридер VoiceOver, упрощающий работу с приложениями.
Выводы
Проведенный анализ популярных социальных сетей показывает, что, находясь в состоянии постоянной гонки технологических нововведений, действия разработчиков сервисов не всегда пересекаются с ожиданиями аудитории, использующей вспомогательные программные и технические средства для работы в Интернете. При этом немаловажен тот факт, что на практике чаще имеет место ситуация, когда новые технологии применяются в популярных посещаемых сервисах раньше, чем разработчики вспомогательных технологий успевают интегрировать их в свои разработки. Проблему нужно решать одновременно с двух направлений: с одной стороны, разработчики вспомогательных технологий должны находиться в большем контакте с веб-разработчиками и внимательнее следить за нововведениями. С другой стороны, веб-разработчики должны уделять дополнительное внимание вопросам обеспечения доступности создаваемых проектов и заранее закладывать необходимые свойства в собственные, внимательно применяя при этом установленные стандарты (например, WCAG — Web Content Accessibility Guidlines [6]) и создавая, если иначе невозможно обеспечить доступность, альтернативные варианты.
Ссылки
[1] Using Facebook with Screen Readers and Other Assistive Technology
[2] Facebook Marketing Statistics, 11.02.2012
[3] «Let's Fly»— Twitter Official Blog, 08.12.2012
[4] Twitter Accessibility Fixes, James Teh,14.01.2012
[5] EasyChirp
Автор: Михаил Любич, Client Service Director @ Agency One