Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Почему отвергаются великие идеи?
Перевод с английского.Дэвид Буркус Why Great Ideas Get Rejected
Вы когда-нибудь представляли миру захватывающую новую идею лишь для того, чтобы получить вялые или даже откровенно критичные отзывы? Что ж, с этим нужно смириться. Все больше доказательств тому, что мы все обладаем врожденным предубеждением против творчества. Однако есть хорошая новость — с этим можно бороться.
29 мая 1913 года в Париже Игорь Стравинский впервые представил публике свое, возможно, самое великое произведение — балет «Весна священная». До этого момента большинство постановок создавались изящными, элегантными, полными традиционной музыки. «Весна» была другой. Стравинский написал умышленно нарушающие гармонию ноты, обыграв языческие мотивы.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Уже через несколько минут после начала представления аудитория стала освистывать артистов. Недовольные зрители собирались в группы, и скоро представление превратилось во всеобщий бунт. Полиция вынуждена была вмешаться, чтобы успокоить бушующую толпу, еще до первого антракта. Во второй половине представления беспорядки вспыхнули с новой силой. Ошеломленный реакцией толпы, Стравинский бежал из театра еще до окончания представления.
Безусловно, история расставила все на свои места. Сегодня «Весна священная» считается важной вехой в истории балета и музыкальной композиции. А ведь эта легендарная идея была изначально не принята, что похоже шокировало самого Стравинского, который потратил годы на новые изыскания и переделку пьесы.
Отвержение идей может погрузить нас в осмысление того, что мы делаем не так, почему люди не оценивают по достоинству наши креативные идеи. К счастью, недавние исследования в области психологии наконец-то пролили свет на то, как наш мозг принимает (или отвергает) новые идеи.
Креативность требует хоть немного новизны
Чтобы создать нечто действительно креативное, необходимо сначала абстрагироваться от привычных убеждений. Эта отправная точка весьма некомфортна для многих людей. Несмотря на сильное изначальное желание быть креативными, мы одновременно испытываем еще более сильное стремление к определенности и упорядоченности. Когда же определенность находится под угрозой, в нас возникает сопротивление к развитию креатива.
Этот феномен был впервые открыт в двух исследовательских лабораториях Корнельского и Пенсельванского университетов Северной Каролины, США. Исследовательская группа, возглавляемая Дженнифер Мюллер из Пенсельванского университета, изучала наше восприятие креативных идей в условиях неуверенности. В первом эксперименте испытуемых разделили на две группы. В первой группе создали небольшое ощущение неуверенности, сообщив испытуемым, что им будет полагаться дополнительная выплата по результатам лотереи.
Чтобы создать нечто действительно креативное, необходимо абстрагироваться от привычных взглядов. Эта отправная точка весьма некомфортна для многих людей.
Испытуемым было предложено несколько тестов. В первом на монитор компьютера выводились пары слов. Испытуемым нужно было выбрать предпочитаемую пару. Компоновка пар основывалась на сравнении: креативное против практичного (новое, оригинальное, функциональное, полезное) или хорошее против плохого (свет солнца, мир, злой, рвота). В каждом раунде испытуемые выбирали между парами типа «новинка, рвота» или «полезный, мир». Этот тест известен как «Тест на скрытые ассоциации», в основе которого измерение силы ассоциаций за счет быстрых оценок респондентами.
Второй тест был более явным и был направлен на замер явного восприятия креатива. Участников просили проранжировать их отношение к креативности и практичности по семибалльной шкале (от строго негативного до очень позитивного). Когда были проанализированы результаты обоих групп, выяснилось, что в контрольной группе (без дополнительной мотивации) были одинаковые ассоциации между творческим и практичным в обоих тестах. В тестовой группе, осуществлявшей выбор в условиях неопределенности, результаты были другими. При выборе из двух опций респонденты отдавали предпочтение как творческому, так и практичному в равной мере. Однако тест на неявные ассоциации показал их предпочтение практичному перед творческим. Иными словами, испытуемые проявили неявное стремление выбирать практичность в ущерб креативности.
Новизна вызывает неуверенность
Если это стремление присуще большинству людей, испытывающих неуверенность, тогда становится понятно, почему общество периодически не приемлет великие инновации. Для того чтобы проверить это утверждение, исследователи вернулись в свои лаборатории. На сей раз исследовалась новая группа на способность оценивать креативные идеи. Участников эксперимента вновь разделили на две группы – в этот раз на группы с высоким и низким уровнем толерантности к неуверенности.
Группу с высокой толерантностью попросили написать эссе, поддерживающее идею о том, что для решения любой проблемы есть несколько путей. Группу с низкой толерантностью попросили написать эссе, оспаривающее обратное. Обоим группам были также даны тесты на явные и скрытые ассоциации, а затем испытуемых попросили оценить креативную идею для нового продукта ― кроссовок, толщина ткани которых автоматически регулируется для охлаждения ног в жару. Как и ожидалось, по результатам первого исследования группа с низкой толерантностью к неопределенности показала неявное предубеждение против творчества и была более близка к тому, чтобы низко оценить идею с кроссовками.
Исследования Мюллер дают отличное представление, как быть, когда мы думаем о том, как «продать» наши собственные идеи. Теперь мы знаем, что, несмотря на то какими открытыми люди являются или претендуют таковыми быть, на практике часто проявляется неявное сопротивление творческим идеям в условиях неуверенности. Здесь речь идет не просто о стремлении отдавать предпочтение знакомому или желании сохранить статус-кво. Большинство из нас уверены, что искренне желают позитивных изменений, вызванных творческими идеями.
Что же воздействует на нашу способность распознавать творческие идеи, которых мы желаем?
Так, когда вы продвигаете свою креативную идею, отторжение может касаться не самой идеи. Скорее всего, отторжение вызывает не идея, а неопределенность, которую люди ощущают, что в свою очередь начинает влиять на восприятие идеи как действительно новой и полезной.
Несмотря на то каким открытыми люди являются или хотят таковыми быть, на практике часто проявляется устойчивое сопротивление творческим идеям в условиях неопределенности.
Если скрытое предубеждение к креативности вызвано неуверенностью, тогда стремление к определенности должно увеличить шансы идеи быть принятой. Вы можете добиться этого разными путями. Например, проговаривая то, что ваш заказчик точно знает о проекте и уверен, что это правда, вы будете стимулировать его принимать творческие идеи. Соединение творческих идей с более привычными, такими как предыдущие успешные проекты или похожие работы, повышает шансы того, что ваша идея будет восприниматься как практичная и желанная. И наконец, попытайтесь представлять свою идею клиенту с утверждениями, на которые клиент однозначно ответит «Да», а затем представьте свою идею так, будто это идея клиента. Таким образом, противостоять предубеждению к креативу можно, используя еще более сильную наклонность – стремление защищать свои собственные идеи!
Ваши идеи отвергают?
Ваши великие идеи заворачивали?
Как вы думаете, может ли снижение неопределенности помочь добиться успеха в следующий раз?
Перевод Марии Смирновой