Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Что определяет стоимость smm-услуг?
Перестав исследовать вопросы эффективности и целесообразности продвижения бизнеса в социальных сетях, пресса буквально смакуя публикует данные о бюджетах направляемых в smm. И, действительно, интерес к отрасли подогревают не условия тех или иных тендеров, а именно бюджеты, за которые приходится бороться представителям smm-отрасли.
Разговоров о методике оценки стоимости smm-услуг достаточно, но понимания у многих как не было, так и нет. Специализированные порталы, выпустив две-три статьи и быстро утратив интерес к этой теме, предпочитают публиковать иные материалы. Меж тем в профессиональных сообществах в социальных сетях, объединяющих специалистов так или иначе связанных с интернет-услугами, количество дискуссий на эту тему множится день ото дня.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Понять каким образом на рынке smm-услуг формируется их стоимость можно если принять во внимание ряд факторов.
Основные факторы влияния
Как и в любом бизнесе на ценообразование влияют основные факторы и второстепенные. Рассмотрим основные факторы:
Фактор Исполнителя. Этим термином можно охарактеризовать тип и квалификацию лица или группы лиц, которые занимаются smm.
На стороне клиента и/или работодателя это могут быть штатные специалисты. Однако, в большинстве случаев в небольших компаниях обязанность по продвижению бизнеса в социальных сетях появляется у сотрудников занимающихся рекламой, pr или seo.
В агентствах, предлагающих услуги smm сторонним лицам (своим клиентам) так же работают специалисты разной квалификации, которые ранжируются в соответствии с иерархической структурой штата. В зависимости от сложности проекта, порученного агентству над ним может работать один-два специалиста или рабочая группа. При этом агентства, обслуживая клиентов, предлагают ещё и услуги сервиса, что для крупных предприятий и корпораций является важным и необходимым.
В отрасли активно работают и фрилансеры, не имеющие постоянного места работы, но обладающие представительным портфолио. Часто фрилансеры выступают в качестве подрядчиков у агентств, но по-большей части они решают вопросы, возникающие у малого и среднего бизнеса.
Степень известности и авторитетности специалиста/фрилансера влияют на стоимость оказываемых услуг, так же как и уровень его образованности. Наличие опыта и знаний повышают ценность специалиста как такового, об этом я писал в статье о важности образования в smm. Что касается специалистов, которые работают в агентствах, то уровень самого агентства также влияет на стоимость услуг.
Репутационный фактор. К специалисту какого бы уровня не обращался конечный клиент, он всегда рискует бюджетом, репутацией бренда или бизнеса, который будет продвигать нанимаемый специалист. Обратившись в известное агентство предприниматель лишь уменьшает риски, но в некоторых ситуациях данные риски сопоставимы с рисками, которые могут возникнуть у фрилансера.
Услуги фрилансеров, с прекрасной репутацией, совершивших в своей работе минимум ошибок, в данном контексте могут быть более привлекательны, чем услуги известных специалистов из авторитетных агентств. Это объясняется тем, что заслуги специалиста из агентства могут быть неочевидными, а ситуации, в которых он может оказаться, “тепличными” при прочих равных с фрилансерами.
Как и в любой профессии - репутация играет заметную роль, иногда основную в определении стоимости услуг.
Фактор сложности и объёма. Безусловно, каждая услуга предполагает определённый объём действий специалиста. В некоторых случаях объём может быть незначительным и допускать использование автоматизации процессов. В иных случаях объём услуги также может быть незначительным, но автоматизация будет недопустима. Поэтому сложность процессов, необходимых для оказания той или иной услуги и их объём играют важнейшее значение в ценообразовании.
Кстати, этот фактор очень хорошо коррелирует с фактором “Исполнителя”. В некоторых случаях расценки на выполнение одного и того же процесса могут разниться в сотни раз. Подтверждением этому является показатель активности участников в сообществах. Сравните стоимость лайка (в пересчёте на трудозатраты) к посту в сообществе, поддерживаемом специалистом и стоимость лайка, которые предлагают дельцы. В первом случае добиться активности можно за счёт креатива, который позволяет исполнителю генерировать качественный контент, во втором случае активность иммитируется скриптом.
Фактор издержек. Любое лицо, предлагая свои услуги должно чётко понимать какой объём общих затрат несёт на свою деятельность в smm.
Не смотря на то, что smm в большей степени является интеллектуальными услугами, с большей долей вероятности можно утверждать, что в Пекине стоимость данных услуг будет несколько ниже чем в Нью-Йорке, который по уровню оплаты труда специалистов данной сферы никак нельзя сравнивать с Москвой. Со стоимостью услуг, предлагаемых в первопрестольной нельзя сравнивать Украину в которой множество фрилансеров получают заказы из России и Москвы в частности.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что географическое местоположение исполнителя оказывает влияние на конечную стоимость услуг. Хотя многие предпочитают судить иначе.
При этом под издержками следует понимать самые разные расходы, которые несёт лицо, оказывающее smm-услуги. Это и расходы на аренду и содержание офиса, если такой используется для оказания smm-услуг. Конечно, это расходы на Интернет и связь, страховки, командировки, канцелярия и бухгалтерия, налоги...
Расходов может быть много и в данном случае перечислять их все не имеет смысла.
Три второстепенных фактора определяющих стоимость smm-услугНа стоимость smm-услуг также влияют второстепенные факторы, обычно в меньшей степени, чем основные, но не принимать их во внимание нельзя.
Фактор условий расчёта. В зависимости от задач проекта, который реализует предприниматель и посредством нанятого им лица, оказывающее smm-услуги форма оплаты за такие услуги может быть различной. Это может быть оплата за проект, оплата за результат или оплата за время, которое было затрачено на ведение проекта. Каждая форма оплаты имеет свои преимущества, недостатки и особенности.
При этом не редкость клиенты, предпочитающие заказывать smm-услуги со смешанными формами оплаты и стремящиеся придумать что-то своё. Впрочем исполнители зачастую также горазды на выдумки.
Фактор спроса. Это как раз тот фактор, который привлекает в отрасль много молодых людей, жаждущих значительных заработков.
Данный фактор отражает реалии бизнеса и общего интереса к отрасли. Если интерес повышается и увеличивается спрос. Если спрос большой, то логично предположить, что исполнители будут повышать расценки на свои услуги.
Фактор навязанных услуг. Включение данного фактора является спорным моментом. В некоторых случаях его отнести к фактору “Исполнителя”, в других к фактору ценности услуг. Стремясь увеличить свои доходы специалисты в smm разрабатывают, придумывают, навязывают и зачастую успешно продают услуги необходимости в которых нет. Примером такой услуги может стать программа обучения клиента, оформившего заказ поддержки и развития сообщества. Как показывает практика, обученные по таким программам клиенты не получают фактических знаний и представлений о social media marketing и тем более не применяют полученные крупицы знаний на практике. Нужно понимать, что образование это одно, а поддержка сообществ это другое.
Таким образом второстепенные факторы влияют на стоимость smm-услуг, и чаще всего способствуют росту стоимости этих услуг.
Дополнительные факторы
Разбирая нюансы ценообразования smm-услуг не стоит ограничиваться только самыми важными факторами. Хотя, очень много специалистов предпочитают принимать во внимание только основные и второстепенные факторы. И это даже не смотря на то, что обстоятельства могут внести свои коррективы в развитие рынка, а тренды измениться.
Фактор ценности услуг. В бизнесе услуг важно позиционирование. Чем более грамотно оно реализовано и чем стратегически верно, тем известнее и ценнее будут услуги лица, использующего упомянутый инструментарий. Однако нужно понимать что соответствие услуги её маркетинговому посланию очень важно. Ведь позиционирование - это то, как вы представляетесь своим клиентам.
Фактор конкуренции. Фактор, стабилизирующий ценообразование и защищающий его от перегибов. Любой рынок услуг, и рынок smm-услуг не исключение, достаточно конкурентен.
Анализ рынка и предложений разных специалистов помогают соориентироваться и оценить себя и свои позиции на рынке. Однако, результаты анализа рынка кого-то могут отрезвить, а кому-то наоборот помогут поднять самооценку.
Человеческий фактор. Куда уж без него, но человеческий фактор играет свою роль в ценообразовании. Справедливости ради замечу, что именно этот фактор оказывает минимальное влияние. Чаще всего наблюдается у фрилансеров, которые будучи подвержены тем или иным настроениям, могут как-то крайне специфически тарифицировать свои услуги. У представителей агентств или у специалистов, работающих на стороне клиента, ситуации обусловленные данным фактором бывают, но реже. Чаще всего они имеют коррупционную составляющую так как предполагают увеличение стоимости услуг с последующей возможностью получения комиссионных.
Стоит заметить, что с какими бы расценками не сталкивались потенциальные клиенты, реалии рынка рано или поздно всё расставят по своим места. Цены стабилизируются, определятся ориентиры, начинающие специалисты вырастут до авторитетов и каждый на рынке займёт свою нишу. А будущее, оно не за горами, я про это уже писал, прочитайте...