Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Прокрастинация: способы лечения
Прокрастинация — откладывание важных дел на потом.
На примере профессии дизайнера мы рассмотрим, чем же так опасна прокрастинация и как с ней нужно бороться. Во-первых, говорить о прокрастинации как явлении только современного общества не корректно, потому как этот феномен существует с древних времён. Просто раньше условия были более жёсткими и времени на оттягивание дел просто не было: человеку нужно было выживать. Но когда у людей появился выбор делать или не делать свою работу, появилась она – прокрастинация.
Скажем прямо, прокрастинация – бич многих творческих людей. Оставим научную основу первопричин докторам и психотерапевтам, нас же интересует практическая сторона вопроса: как лечиться-то? Сорванные сроки, недовольные клиенты, стресс и ночная работа в авральном режиме знакомы многим дизайнерам. Не ходя далеко, можно с уверенностью сказать, что на любой конкурс на этом сайте максимальное количество работ будет залито за несколько часов до окончания конкурса
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Пример:дизайнер в понедельник говорит заказчику: «На разработку логотипа мне нужно шесть дней». Что думает заказчик? «Ага, значит в пятницу будет что посмотреть!». Что думает дизайнер? «Отлично, есть время до следующего понедельника». В пятницу заказчик не получает ожидаемого письма от дизайнера, он недоволен. Дизайнер всю неделю откладывает работу над логотипом, потому что знает, что у него есть ещё выходные про запас. В итоге хорошо, если за воскресенье он успеет что-то нарисовать, но обычно в понедельник заказчик получает письмо следующего содержания: «Добрый день. Я работал над вашим логотипом всю неделю, но сегодня утром я посмотрел на результат свежим взглядом и мне захотелось всё переделать. Я пришлю вам более интересное и свежее решение завтра». Думаю, заказчик будет в бешенстве, и будет прав. Что сделать, чтобы жить и творить в гармонии и навсегда забыть о прокрастинации?
Цели и ценности
Повеяло консультацией у психотерапевта, но не разобравшись в своих собственных интересах и не поставив личных целей, шанс столкнуться с прокрастинацией высок. И речь не о финансовых целях, а о том, для чего дизайнер вообще стал дизайнером и делает дизайн (логотипы, например). У каждого человека есть своя миссия и цели, которым он следует в личной жизни и в работе. Когда возникают противоречия между тем, что ты должен сделать и тем, что ты хочешь делать, есть два пути: делать через не хочу или разобраться в себе. Первый путь поначалу кажется проще, поэтому дизайнер насильно впихивает себя в компьютерное кресло и начинает… Отвлекаться на фейсбук или телефон. Если провести параллель с будильником, то человека он вообще не нужен, когда его ждёт что-то интересное, например торт и подарки на день рождения. Любой встанет раньше будильника! Так что же происходит, когда будильник, разбудивший на любимую работу, переводится на режим «ещё пять минут» десятый раз подряд? Профессиональные цели нужно ставить так, чтобы в рабочее кресло хотелось прыгнуть самому, а не по будильнику.
Планирование и категоризация
Когда у дизайнера больше трёх основных задач и десятка рутинных, нужно заняться планированием. И речь идёт не только о рабочих задачах, а так же о бытовых: провести встречу, сделать вёрстку, нарисовать десять эскизов, запустить компилятор, заехать в магазин, забрать ребёнка, встретить закат. Жизнь — это череда событий, ограниченных временем. Какие из этих событий мы считаем «по работе», а какие трактуются нами, как «личные» — нашу внутреннюю вселенную это не интересует. Поэтому, сначала все свои дела нужно разбить по категориям, например по матрице Эйзенхауэра или по какой-либо другой системе. Главное, чтобы дизайнер сам чётко понимал, какие дела ему делать в первую очередь, а какие нужно садиться делать прямо сейчас.
Далее все свои дела нужно запланировать и зафиксировать. В начале рабочего дня нужно расписывать все дела, которые нужно завершить в течении дня, в начале рабочей недели нужно составлять более общий план на неделю. Как может выглядеть общий план нашего мифического дизайнера, пообещавшего своему клиенту логотип в понедельник?
Пн:изучение рынка клиента, изучение аналогов, параллельно делаю другой проект
Вт-Ср: первые эскизы, отправка на согласование клиенту
Чт: занят другим проектом, после обеда День рождения мамы
Пт: до обеда вношу правки по комментариям клиента, высылаю финальный вариант к 15-00
Логичным продолжением цепочки планирования своих дел будет построение планов на год и на несколько лет вперёд. Главное, не забыть заложить в планировании время на планирование Инструментов фиксации планов на сегодняшний день предостаточно: от простого блокнота с ручкой до сложных платных систем управления проектами (в нашей студии мы, например, пользуемся basecamp.com).
Делегирование
Если хорошо проанализировать весь свой рабочий процесс, то окажется, что вся работы разделяется на два вида: рутинная и творческая. Проще говоря, желаемая и не желаемая (или интересная и неинтересная). Чем больше рутиной (нежелательной) работы, тем выше риск столкнуться с прокрастинацией. Это логично: неинтересную работу хочется заменить интересными соцсетями или походом в соседний отдел. Поэтому, если дизайнеру не нравится делать пиксель арт или сложную каллиграфию, эту часть работы можно делегировать своим же коллегам, для которых это будет интересно. Во-первых, они сделают это быстрее и лучше, во-вторых это позволит поднять общий уровень работы и сократить время на неё, а дизайнер сможет приступить к более интересной (для него) части работы. Если такой возможности нет, есть другие способы борьбы с прокрастинацией.
Визуальные якоря и напоминания
Этот метод особенно полезен на первых порах, когда опыта планирования не так много, а разных задач много больше. Кто-то использует цветные стикеры, кому-то удобнее напоминалки на компьютере, для кого-то предпочтительнее записи на флипчарте. Суть одна: перед глазами постоянно должно быть визуальный дубликат планов. В случае, когда прокрастинация застанет дизайнера Вконтакте, яркий стикер, приклеенный на уголок монитора, послужит напоминанием о том, что в 14-30 заказчику нужно выслать презентацию. Очень хорошо, когда тайм-менеджментом дизайнера занимается продакт-менеджер, но у фрилансеров нет такой возможности, поэтому планированием собственного времени приходится заниматься самостоятельно.
Устранение центров удовольствия
Самый жёсткий, но часто самый эффективный способ борьбы с прокрастинацией. На первом этапе следует выявить источники, на которые человек отвлекается (так называемые центры удовольствия). Этими центрами может быть, что угодно: соцсети, кофе-машина, улыбчивая коллега, компьютерная игрушка, sms-ки от жены, беханс или дрибббл. Задача на втором этапе: устранить эти центры. Нет, выгонять симпатичную коллегу за дверь не стоит, да и прикрывать доступ к фейсбуку тоже бесполезно. Важно, чтобы человек осознанно принимал решения: коллеге не отвечать, ходить курить (или пить кофе) не чаще одного раза в три часа, фейсбук не открывать, пока не свёрстана презентация. Важное условие: правила должны работать прежде всего для самого «пациента». Многие удивляются, как много можно сделать, всего лишь не открывая в браузере вкладку Вконтакте «так, на всякий случай».
Собственная система мотивации
Речь не о денежном вознаграждении и не о том, что дизайнера перестанут дёргать (хотя и это, безусловно, тоже), а о том, что можно придумать свои собственные стимулы для того, чтобы сделать работу быстрее. Примеры таких плюшек: чашка кофе и печенька, 10-минутная беседа с коллегой ни о чём, исследование сайта ffffound.com. Важно понимать: нельзя как раньше просто сделать это. Можно сделать, только выполнив условие. Например, свой любимый дизайнерский сайт открыть только после того, как будет вычеркнуто 8 из 10 задач на день. Да, для этого нужны воля и самомотивация. Но без этих двух составляющих борьба с прокрастинацией будет проиграна довольно быстро.
День ничегониделания
Хороший частный пример способа самомотивации и поощрения за сделанный всрок проект или свёрстанный вовремя буклет. Устроить себе день ничегониделания! Никаких рабочих писем, никаких звонков и планшета. только вы и все удовольствия. Если очень активно ничегонеделать, то очень скоро захочется пойти поработать. Вообще отдыхать крайне полезно и смысла работать по 12 часов в сутки нет, если только цель не износить свой организм. Дизайнерам и людям, много работающим за компьютером врачи рекомендуют делать небольшие паузы в работе каждые 40-60 минут. Хорошо отдохнувший организм быстрее приступает к работе и меньше отвлекается. Расслабленное и уставшее тело, напротив, стремится уйти туда, где его ждут отдых и удовольствия: интересные видео, весёлые картинки, друзья и т.п.
Борьба с ленью
Справедливости ради следует сказать, что лень – это двигатель прогресса. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что лень так же – причина деградации и отсутствия роста. Томас Эдисон говорил: «Успех — это 1% вдохновения и 99% пота». Как бороться с ленью? Наверное, пойти на приём к настоящему доктору Или перечитать эту статью сначала.
Расширение горизонтов
Даже занимаясь любимым делом, рано или поздно наступает затухание. Профессиональная область исследована, все проекты становятся однотипными и похожими, с предсказуемым результатом. Человеку становится скучно. Скучающий человек более подвержен прокрастинации, потому что он всеми силами стремится уйти от работы во что-то новое (где же ещё можно найти новый контент, как ни на любимых сайтах). Производительность падает, человек опаздывает на работу, сроки сдвигаются, драйва нет. И дело не в том, что человеку нужно отдохнуть, а в том, что его мозг нужно переключить на решение новых задач из совсем другой плоскости. Нужно обязательно попробовать что-то новое: встречи с новыми людьми, занятие каллиграфией, написать статью, завести блог, прыгнуть с парашютом, заняться бегом).
Если вам известны другие интересные способы лечения прокрастинации, поделитесь ими в комментариях. Возможно, кому-то эти способы помогут
Источник: www.vkusnodorogo.ru