Психология в веб-дизайне: практическое руководство. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
11 ноября 2014, 12:21
1

Психология в веб-дизайне: практическое руководство

С момента появления рекламы как явления она стала тесно связана с психологией. Но далеко не каждый дизайнер и, что особенно грустно, стратег знает как именно ее можно применять.
Психология в веб-дизайне: практическое руководство

На современном рынке веб-разработки уже укоренилось мнение о том, что дизайн должен быть не “рисованием красивого”, а решением маркетинговых задач. Ради справедливости стоит сказать о том, что красивый сайт - тоже может быть маркетинговой задачей. Но сегодня мы говорим о сайтах, которые существуют (или создаются) для того, чтобы продавать конкретный товар или услугу.

С момента появления рекламы как явления она стала тесно связана с психологией. Психология помогает нам продавать в масштабах мировых брендов, гипермаркетов, глобальных рекламных кампаний. Но далеко не каждый дизайнер и, что особенно грустно, стратег знает как применять психологию в построении коммуникации через сайт. В этой статье мы разберем, как внедрить психологию в процесс создания сайта.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Психология в оформлении

Наблюдения за человеком позволили психологом найти очень много закономерностей, которые действуют практически на каждого человека. В сайтостроительстве существует несколько направлений, в которых они используются в полной мере:

  • Правила композиции. Каждый дизайнер (даже самый начинающий) с ними знаком. Исходят они от психологии восприятия, и являются интуитивными не только для адресата, но и для автора. Сюда же можно отнести правила UX, но уже не к числу интуитивных, а к требующим особого внимания. Множество идей и принципов можно почерпнуть на страничке Good UI, а также у Якоба Нильсена в его 15 эвристиках.
  • Типографика - оформление текста. Вы можете не знать правил, но висячий предлог на уровне подсознания все равно буде вас напрягать. Об основных правилах доходчиво написал Лебедев в своем Ководстве.
  • Психология цвета. Красный - страсть, зеленый - природа, черный - траур. Подобные цветовые ассоциации можно и нужно умело использовать для придания дизайну настроения, намека, смысла.
  • Психология звуков. Если про цветовые ассоциации знают все (как минимум о существовании явления), то психология звуков все еще малоизвестна. В частности из-за сложности применения. Каждый звук языка имеет свои подсознательные ассоциации в трех аспектах: тональность (положительный\отрицательный\нейтральный), цвет, относительная громкость. Например, звук “и” - нейтральный, тихий, ассоциируется с серым цветом. В тексте (а особенно в заголовках, названиях, анонсах) если обращать внимание на используемые звуки, можно добиться дополнительного подкрепления ассоциации, создания настроения.

Психология в основе идеи

“Level 82” использования психологии в маркетинге - это находить с ее помощью потребительские инсайты и строить на них бренд-стратегию, позиционирование, коммуникацию.

По определению, инсайт - это то, что присуще человеку, его мысль, переживание, мотив, находящие на уровне подсознания, т.е. не очевидны для него самого, пока он не услышит об это от кого-то другого. “Инсайты от психологии” хороши тем, что не являются гипотезой, а относятся к категории доказанного феномена, научного факта. А это значит, что вероятность того, что реклама найдет отклик в сердцах аудитории - крайне высока.

Для того, чтобы понять, как это работает, разберем несколько примеров:

Пример №1. Медицинские услуги для опиофобов

Сайт клиники Бубновского - это медицинский центр, который занимается лечением позвоночника. А задача рекламной кампании - заставить людей, занимающихся самолечением, обратится в клинику. То есть людей, с явно выраженной опиофобией не в крайней, но в достаточной для отказа от традиционного лечения, форме.

Опифобия - страх врачей и лечения. В той или иной степени присуща всем людям (лечение не вызывает у нас никаких приятных ассоциаций), но часто достигает масштабов фобии, что выражается в отказе от лечения в принципе или самолечении, использовании нетрадиционной медицины и прочих способах избежать врачей.

Несмотря на очевидное противоречие, задача решается довольно просто с применением знаний психологии. Чтобы не вызвать “обострения опиофобии”, сайт использует замену понятий:

  • Клиника становится центром
  • Лечение - реабилитацией
  • Врачи - инструкторами

Суть остается, но психологические барьеры преодолеваются.

Пример №2. Психология женского восприятия.

Сайт domusvita.ru продает дома из бревна. Дома в доступном ценовом сегменте, покупаются молодыми семьями. При этом процесс выбора дома и продавца происходит в два этапа. Первый этап - отборочный (штудируется интернет, выбирается десяток понравившихся домов). Второй - решающий. При этом окончательное решение принимается мужчиной, но первичный отбор происходит руками (глазами и сердцем) женщины. Первичная задача сайта - пройти “женский” этап отбора.

Из психологии известно, что женское восприятие на психологическом уровне очень отличается от мужского.


Особенность женского восприятия Описание Решение на сайте
Проекция на себя Женщины не воспринимают информацию “в теории”. Им важно не “что это значит”, а “что это значит для меня”. Описание характеристик дома в разрезе жизни в нем. Например: дополнительный утеплитесь позволит проводить вечера в кругу семьи в тепле.
Внимание к деталям и мелочам. Женщины воспринимают картинку не одним целым, а составляя пазл из увиденных деталей. Макеты домов на картинках дополнены различными “украшениями” - клумбами, перилами, скамейками и т.д.
Запоминание образов Женское сознание любит красивые образы и легче строит ассоциацию образ-значение, а не наоборот. Названия типовых домов изменена с “МАК-35184-3” на “Белый аист”, “Весенняя ласточка” - сказочные образы, символизирующие добро, счастье и уют.
Нежелание принимать решения рационально Считается, что женщины не принимают решения рационально. Это не правда: принимают, конечно. Но очень не хотят. Не надо нагружать женщину непонятными цифрами, однако и не дать возможность их получить - нельзя. Поэтому характеристики скрыты в скачиваемых файлах, которые можно распечатать и показать супругу для приятия решения.

Источники знаний и вдохновения

Поиск инсайта и способов преодоления психологических барьеров в процессе создания сайта - прерогатива стратега. Профессия стратега обязывает иметь знания во многих областях - от социологии до UX. Но наука “психология” должна входить в ТОП интересов каждого стратега. Не обязательно иметь ученую степень, но профессия обязывает глубоко проникать в голову потребителя. А психология в этом хорошо может помочь.

Но кроме листания справочников по психологии, чтения профессиональных блогов, книг  и публикаций, есть несколько приемов, которые помогут вам найти ключ к психологическому инсайту.

  1. Профиль персонажа.Когда вы уже все знаете о вашем персонаже, найдите несколько профилей в социальных сетях реальных людей из целевой группы, максимально приближенных к персонажу. Внимательно изучайте, в каких группах они состоят, какую музыку слушают, что на их фотографиях - как они фотографируются, с кем, что выкладывают. Рассматривайте все на предмет намеков на психологические “паталогии”. Главное в этом методе не принять желаемое за действительное - свою гипотезу принимать в работу только если признаки обнаружены не у одного-двух представителей целевой группы, а прослеживается четкая закономерность во всех профилях.

  2. Использование психологической типологии.Когда у вас есть понимание психологических характеристик целевой группы, отнесите персонажа к одному из психотипов. Можно использовать разные типологии. Например, типологию “7 радикалов” В. Пономаренко. Для каждого психотипа характерны те или иные психологические инсайты.

  3. Тематические фобии.Человеческая психика весьма уязвима, и практически каждый аспект нашей жизни сопряжен с какой-то менее или более выраженной фобией. Поищите существование фобий в вашей тематике. Скорее всего, вы заметите что-то, о чем раньше не задумывались и сами. Найдете свой инсайт, который может стать инсайтом и для целевой группы тоже.

  4. Целенаправленное изучение психологии.В идеале, конечно, получить высшее образование в этой области. И не диплом, а именно образование.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is