Управленческая концепция BPM (Business Process Management) родилась и получила развитие не в России, поэтому главные книги и статьи написаны не на русском. Самые влиятельные сообщества профессионалов BPM и крупнейшие консалтинговые агентства регулярно публикуют материалы на английском языке. Описание новых технологий тоже приходит из-за рубежа. Русскоязычные авторы в основном адаптируют наработки заграничных коллег. Но не стоит недооценивать этот труд. Специфика российского бизнеса часто превращает адаптацию в задачу сопоставимую по сложности с созданием собственной управленческой концепции.
В статье мы последовательно рассмотрим книги и интернет-ресурсы о BPM на русском языке. На наш взгляд, важно уделить внимание последним. В интернете эксперты оперативно делятся информацией о новых технологиях, тонкостях процессного подхода и работе с ИТ-инструментами автоматизации. Профессиональная литература, со своим длительным процессом от перевода до печати, такой скорости реакции на происходящее дать не может.
Ценность любых экспертных источников информации о BPM особенно высока, если учитывать тот факт, что процессному подходу в России системно не учат ни в вузах, ни в школе, хотя топовые университеты давно включают профильные курсы в свои программы. Пока BPM-образование не стало мейнстримом, разобраться в теории процессного управления помогут книги и блоги.
Книги
Коллектив авторов, Свод знаний по управлению бизнес-процессами BPM CBOK
Альпина Паблишер, 2018
Главная книга по BPM неспроста называется «Сводом знаний». Это фундаментальный труд по теории BPM — в любой непонятной ситуации стоит ориентироваться на позицию, описанную в этой книге. Авторы — сертифицированные BPM-профессионалы (CBPP), члены Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP), сотрудники таких крупных компаний, как Ernst & Young, KPMG, Accenture, Forrester Research и Gartner. Это энтузиасты процессного подхода — за работу над CBOK им не платили гонорар.
Научные редакторы перевода на русский язык — члены ABPMP Russian Chapter Анатолий Белайчук (президент ассоциации) и Виталий Елифёров. Именно их нужно благодарить за передачу основных терминов с минимальными искажениями смысла и за доступность BPM CBOK для широкой русскоязычной аудитории.
В книге декларируются и доказываются главные аспекты концепции — ориентация на ценность для потребителя, важность лидерства руководства, восприятие BPMS как инструмента непрерывных улучшений. Есть и глава, посвященная процессной трансформации. Единственный минус — эта книга, как любая серьёзная работа, местами слишком академична и монотонна. Удерживать внимание аудитории и как-то дополнительно её заинтересовывать в планы авторов этой основополагающей книги по BPM явно не входило.
Майкл Хаммер, Лиза Хершман, Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов
Альпина Паблишер, 2012
Майкл Хаммер (Michael Hammer) — профессор Массачусетского технологического института и автор концепции реинжиниринга бизнес-процессов. В начале 90-х совместно с Джеймсом Чампи (James Champy) написал настоящий процессный манифест — «Реинжиниринг корпорации».
Нас интересует другая книга Хаммера — «Быстрее, лучше, дешевле», выпущенная в соавторстве с Лизой Хершман (Lisa Hershman). Помимо всего прочего, «Быстрее, лучше, дешевле» примечательна тем, что в ней авторы вводят в профессиональный обиход PEMM (Process and Enterprise Maturity Model, Модель зрелости процессов и предприятия).
PEMM — это универсальная методика внедрения бизнес-процессов, то есть превращения процессов из новинки, насаждаемой сверху, в «обычный способ ведения дел» в компании. В какой-то момент что-то обязательно пойдёт не так. Например, при внедрении сквозного процесса изменятся отношения и согласования действий между функциональными отделами. К этому в компании должны быть готовы. Поэтому модель, разработанная Майклом Хаммером, включает в себя поэтапную программу действий, которая помогает руководителям не сбиться с пути корпоративных преобразований и избежать типичных ошибок.
Несмотря на солидное теоретическое наполнение, книга не выглядит тяжеловесной и читается легко. Во многом потому, что авторы разбавляют сухую теорию подробными примерами. Правда, все эти истории из жизни американских компаний для русскоязычного читателя будут казаться уж слишком, до приторности, американскими и потому далекими от наших реалий. Хотя многие из описанных ситуации узнаваемы и в России — например, дипломатические конфликты в процессном офисе и передел сфер влияния между отделами.
Редактор книги Наталья Нарциссова — человек без процессного бэкграунда, но с огромным опытом перевода нон-фикшна для издательства «Альпина Паблишер».
Владимир Репин, Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление
Манн, Иванов и Фербер, 2013
Владимир Репин — кандидат технических наук и консультант в области процессного управления. В соавторстве с Виталием Елифёровым написал книгу «Процессный подход к управлению». Её мы тоже рекомендуем прочитать.
Книга «Бизнес-процессы...» начинается с объяснения основных терминов процессного подхода, описания концепция внедрения и подробного рассмотрения проекта внедрения. Особое внимание автор уделяет важнейшим с точки зрения BPM сквозным процессам. Отдельно проанализирован устоявшийся способ ведения деятельности в российских компаниях. Автор рисует узнаваемую, совсем не идиллическую, картину повседневной действительности и рассказывает, как действовать в сложившихся условиях менеджеру, руководителю и аналитику.
В аннотации Владимир Репин предупреждает, что «Бизнес-процессы...» — «не лёгкое чтение, а книга, требующая проработки и осмысления». В результате вдумчивой работы с текстом, рисунками, таблицами, блок-схемами и шаблонами документов вы получите знания, которые помогут при реализации проекта внедрения, жизнеспособного в реалиях российского бизнеса.
Книг о процессах, конечно же, значительно больше, чем те три, которые мы здесь перечислили. К тому же мы намеренно не стали приводить литературу из смежных с BPM областей. Хотя во всём её спектре — от теории ограничений Майкла Голдратта до работ по ARIS — BPM-специалист должен свободно ориентироваться.
Ресурсы
Главное не результат, главное процесс
«Главное не результат, главное процесс» — такое название президент ABPMP Russian Chapter и BPM-евангелист Comindware Анатолий Белайчук дал своему блогу, чтобы подчеркнуть его «процессоцентричность». Вероятно, это вообще первый серьёзный русскоязычный блог о BPM. Бо́льшая часть материалов дублируется на английском языке.
При всей серьёзности выбранной темы — это настоящий блог, написанный в живой авторской манере, эмоционально и ярко. Оцените фрагмент о цифровой трансформации:
Человек, однажды воспользовавшийся услугами Яндекс-такси или сервисом Google docs, уже не будет прежним. И когда он приходит к себе на работу, у него возникают вопросы: «Какого чёрта?! Почему в туалете почти неделю течёт кран, а моя бумажная заявка ходит неизвестно где? Почему я не могу сфотографировать на смартфон, отправить заявку одной кнопкой так же, как я одной кнопкой вызываю такси, и на смартфон же получить отчёт о том, что кран починён или заменён?» (Кстати, это реальный кейс.)
К сожалению, последний пост с названием «Второе пришествие BPM» датируется серединой марта этого года. Автор продолжает публиковаться на BPMS.ru.
Naked BPM
Неформальный канал компании-разработчика системы управления бизнес-процессами ELMA. Все выпуски ведёт директор ELMA, член ABPMP Russian Chapter Алексей Трефилов.
Выпуски длятся по 4–5 минут, за это время разбирается одна тема. Например, разница между процессом и проектом. Или уровни процессной зрелости. Обо всём этом ведущий рассказывает буквально на пальцах и с примерами. Канал создан не для специалистов в процессном управлении — скорее, это ликбез и популяризация концепции. Как говорит Алексей: «Naked BPM, может, и не сделает из вас эксперта, но обязательно поможет хорошо ориентироваться в вопросе».
Управление бизнес-процессами — путь постоянных улучшений. Не получится построить работу один раз и расслабиться. Процессы приходится менять, чтобы работать быстрее и дешевле, развиваться и оставаться в рынке. Цикл Деминга — отличная модель того, как управлять такими изменениями
Всего вышло 11 роликов, до Нового года планируется ещё три. В том числе, специальный праздничный эпизод и серьёзный выпуск с рабочим названием «Ошибки при внедрении BPMS» с (внезапно) новой ведущей.
BPMN2
Денис Котов — архитектор бизнес-процессов Тинькофф Банка, член ABPMP Russian Chapter и BPM-блогер, рассказывающий о процессном управлении «на человеческом языке».
Бо́льшая часть контента, который создаёт Денис, посвящена BPMN (Business Process Model and Notation) — самому популярному языку моделирования бизнес-процессов. Материалы — рассылка, канал в Telegram и стримы на YouTube — рассчитаны, скорее, на BPM-специалистов (бизнес-аналитиков, консультантов и проектных менеджеров). Но простая подача делает их доступными и для людей от бизнеса.
Картинки для привлечения внимания — они же превью из блога BPMN2
На ютубе Денис чередует короткие ролики с полуторачасовыми практическими вебинарами:
Денис в прямом эфире разбирает схемы бизнес-процессов, которые присылают подписчики. Главные инструменты аналитика — окно браузера и Paint
BPMS.ru
В составе редколлегии ресурса именитые профессионалы в BPM — Денис Котов (он, кажется, всюду успевает), Виталий Елифёров и Андрей Коптелов. Возглавляет BPMS.ru Анатолий Белайчук. Аудитория — коллеги из сообщества бизнес-аналитиков и профессионалов BPM.
На BPMS.ru собираются материалы о BPM, кейс-менеджменте, RPA (Robotic Process Automation), цифровой трансформации, опубликованные на различных площадках — от CNews и TAdviser до Хабра. Но, пожалуй, самое ценное, что можно сейчас найти на ресурсе — это переводы. Один из основополагающих материалов — перевод статьи президента WfMC (Workflow Management Coalition) Кита Свенсона (Keith Swenson) «Единое общее определение BPM».
Заметок пока не так много (только 2 ноября Анатолий Белайчук объявил об обновлении BPMS.ru на странице ABPMP в фейсбуке), но выходят они с неплохим ритмом — четыре публикации в месяц.
Бизнес-процессы для больших
В течение трёх лет кандидат экономических наук и коммерческий директор компании ELMA Андрей Чепакин проводит теоретические вебинары из цикла «Бизнес-процессы для больших». За это время вокруг него и выбранного им направления органично сформировалось сообщество профессионалов BPM и руководителей ИТ- и бизнес-департаментов. Все дискуссии ведутся на странице группы в Facebook.
Главное отличие подхода Андрея — он перерабатывает множество концепций, которые обязан знать топ-менеджер (и которые, казалось бы, совсем не пересекаются с BPM), структурирует и по-новому раскрывает их в связке с современными ИТ-инструментами. Если говорить проще, объясняет, как BPM-технологии помогают реализовывать теоретическую базу, которая заложена в трудах Майкла Портера или в ставшем объектом хайпа Customer Experience. То есть делает бизнес и ИТ ближе и понятнее друг другу.
Ещё одна важная часть миссии сообщества «Бизнес-процессы для больших» в адаптации трудов авторитетных теоретиков BPM для российского бизнес-сообщества. В частности, два вебинара из цикла были посвящены обзору модели, описанной в непереведённом на русский язык процессном бестселлере Business Process Change.
Вебинар «Создание уникального опыта клиента (Customer Experience) с помощью BPM-технологий». Андрей Чепакин разбирает тему меньше чем за полтора часа