Каждый давно живёт маленькую онлайн-жизнь — в сети работают, встречаются с друзьями, отдыхают, учатся. Однако этикет цифрового общения только начинает формироваться. Особенно много подводных камней возникает во время видеозвонков и групповых конференций. Одни сильно снижают качество встречи, а некоторые раздражают, разочаровывают и портят отношения.
В статье расскажем, как обойти или предотвратить ошибки. А в конце поделимся чеклистом, который поможет подготовиться к будущим созвонам.
Советами делятся команда коммуникационного агентства и образовательной компании esprezo. 40+ человек, которые каждый день очно и удалённо создают коммуникации в любых форматах: от небольших презентаций и крупных конференций до разработки бренда работодателя и системы онбординга. И команда Манго Телеком — лидеры на рынке корпоративных облачных коммуникаций, которые позволяют бизнесу общаться с клиентами и сотрудниками на любом расстоянии и с любых устройств.
Опасности онлайн-формата
Если к личным встречам мы готовимся внимательно, то онлайн-формат расслабляет, и в этом его главная ловушка.
Очная встреча | Созвон |
---|---|
Уточняем адрес. | Где сел, там и встреча. |
Тратим время на дорогу. | Приходим из соседней комнаты в последнюю минуту. |
Готовим материалы для показа и ноутбук, заказываем пропуск. | Всё нормально. |
Проверяем внешний вид. | Всё нормально 2.0. |
На деле же изменился только формат, но суть встречи — нет. Вам так же предстоит общаться с руководителем, коллегами, клиентами и партнёрами, чтобы согласовать проект, утвердить бюджет или совершить сделку.
На кону всё ещё многое, а значит, и расслабляться не стоит. Вы ведь не поедете на важную встречу в пижаме? Вот и к видеовстрече нужно готовиться.
Как настроиться на встречу и подготовить пространство
Сформулируйте цель
«Корабль без курса невозможно сбить с пути» — плохой девиз для онлайн-встреч. Если не подготовить повестку, обсуждение пройдёт впустую или затянется. Структурируйте встречу: сформулируйте миссию, план разговора и желаемый результат от обсуждения.
Отличный инструмент, чтобы настроиться — карточка переговоров по Джиму Кемпу, но можно составить свой список вопросов. Предупредите участников встречи заранее, если им тоже нужно подготовиться к встрече: собрать материалы, подумать над идеями, погрузиться в повестку. Если видеосервис поддерживает обмен файлами, можно организовать группу и выложить материалы заранее.
Позаботьтесь о собеседниках
Попробуйте запланировать встречу на 10 человек и заранее не отправить на неё приглашение. За 5 минут до начала вас завалят вопросами «Куда подключаться?», а первые минуты звонка будете ждать опоздавших. Чтобы такого не произошло:
-
Запланируйте видеоконференцию. Корпоративные видеосервисы интегрируются с адресной книгой и календарём сотрудников. Отправьте приглашение в календарь собеседникам вместе со ссылкой на созвон, чтобы не писать всем по отдельности.
-
Изучите программу заранее, чтобы знать, как показать экран, открыть чат и сделать запись разговора. Проверьте, нужно ли регистрироваться и объясните коллегам, как подключиться к звонку. Если делать это в последний момент, можно сильно опоздать или даже сорвать встречу.
-
Подготовьте материалы для показа, уберите лишнее с рабочего стола, заглушите уведомления на телефоне и компьютере.
-
Сообщите участникам в начале разговора о лимите времени на встречу и договоритесь о действиях, если разговор прервётся.
Найдите тихое место
Чем тише вокруг, тем лучше слышите вы и тем лучше понимают ваши слова. Всегда пользуйтесь наушниками и просите об этом собеседников, иначе будете слышать собственный голос в чьих-то колонках. На беспроводных наушниках заранее проверяйте заряд, они всегда садятся не вовремя. Длительные встречи лучше проводить с помощью проводных. Для сотрудников, которые проводят много времени в переговорах с клиентами по видео и телефонной связи, лучше приобрести профессиональные гарнитуры — это снизит утомляемость и улучшит чистоту звука.
Даже некритичные ошибки и дискомфорт во время звонка вызывают негативные эмоции и ощущение неорганизованности. Это может повлиять на результат встречи и решение, которое примет ваш собеседник.
Подберите спокойный фон
Желательно, чтобы позади вас была однотонная стена и минимум деталей. Тогда никто не будет отвлекаться и разглядывает лишнее. Можно использовать виртуальный фон сервисов для видеовстреч. Подберите такой свет, чтобы лицо выглядело естественно — не терялось в полутьме и не было засвечено.
Рубрика «злой рок»
Во время созвона случается всякое: курьер принёс заказ, ребёнок хочет играть, собака распевается, кот требует еды. Обычно всё это — стихия, но и к торнадо лучше готовиться.
Предусмотрите случайности: уйдите туда, где хуже слышно соседскую дрель, встретьте курьера заранее, займите детей и котов. Закройте дверь.
Если стихия вас всё же настигла, извинитесь и ненадолго выключите микрофон с камерой. Не разбирайтесь с проблемой «в прямом эфире».
Оденьтесь целиком
Привычка созваниваться в домашнем виде (рабочий верх и в лучшем случае «пижамный» низ) — бомба замедленного действия. 10 созвонов пройдут отлично, а на 11-й вы забудете о своём «секрете». Встанете с включённой камерой или потянетесь за блокнотом и покажете собеседникам лишнее. Вряд ли это удачный сценарий для деловой беседы.
Что поможет во время встречи
Синхронизируйтесь с участниками
Убедитесь, что вы с коллегами одинаково понимаете цель созвона. Договоритесь заранее, кто ведёт встречу, резюмирует промежуточные итоги, проговаривает дальнейшие шаги и фиксирует договорённости. Если используете запись разговоров, не забудьте получить согласие участников.
Будьте внимательны к собеседникам
Это универсальное правило для всех встреч, но в онлайн-формате есть тонкости.
Проблема | Решение |
---|---|
На созвоне несколько новых людей, которых никто не представил. | Не оставляйте гостей инкогнито, они могут повлиять на результат встречи. Представьте себя и коллег и познакомьтесь с новыми людьми. |
Хотите обратиться к участнику, но забыли его имя, а показать намерение жестом или взглядом на онлайн-встрече не выходит. | Единственный способ обратиться к кому-то напрямую во время созвона — по имени. Когда все знакомятся, записывайте имена тех, кто не подписан в сервисе или подписан как «user1987». Можно попросить собеседников переименовать себя. |
Кто-то постоянно молчит или отвлекается на посторонние дела. | Уточните, что человек думает по каким-либо вопросам, чтобы вернуть его в разговор. И не отмалчивайтесь на встречах сами. |
Вы говорили десять минут кряду, но выяснилось, что кто-то упустил половину речи из-за помех. | Избегайте монологов дольше двух-трёх минут. Уточняйте, всё ли ясно, чтобы не пришлось пересказывать заново. |
У кого-то зависает картинка или звук. |
Предложите выключить камеру: это может помочь, если дело в слабом интернет-соединении. |
Устанавливать контакт с людьми на онлайн-встрече в разы проще, когда видны эмоции и реакции. Заранее предложите собеседникам провести созвон с видео. Если у всех включена камера, а вы свою отключили, коротко объясните причину — неважно, дело в самочувствии или плохой связи.
Наблюдение из практики: если смотреть в объектив камеры, а не только на изображения собеседников, создаётся ощущение прямого зрительного контакта, которого так не хватает в онлайн-формате.
Мы не советуем подключаться к встрече в пути, во время еды или без видео, но многое зависит от контекста — с кем и по каким вопросам созваниваетесь. Если хотите отклониться от привычного офисного формата — заранее уточните, всем ли это удобно. Есть люди, которые только рады созвониться за завтраком или в парке, а для кого-то это будет признаком неуважения.
Если трансляция видео или демонстрация экрана не требуется, можно заменить видеозвонок на аудиоконференцию — виртуальную переговорную. Вы заранее создаёте комнату конференции на нужное количество человек и ей присваивается короткий номер. В указанное время участникам достаточно позвонить по нему, чтобы подключиться к конференции.
Берегите уши и нервы людей
Даже микродвижения рядом с микрофоном — подвинули стакан, стукнули пальцами, поправили одежду или волосы, задели провод, щёлкнули мышью — бьют по ушам собеседников. Проблемы со звуком не только физически неприятны, но и мешают уловить смысл сказанного, а потому раздражают сильнее всего.
Запомните правило: микрофон выключен у всех, кроме одного или двух спикеров, которые взяли слово.
Если кто-то шумит, шуршит, фонит, пищит — скажите ему об этом. Скорее всего, человек не догадывается, что стал источником помех: так вы поможете исправить проблему в моменте и не копить раздражение на долгой дистанции.
Итого: готовьтесь заранее, заботьтесь о собеседниках, помните о цели
Видеовстреча — то же самое, что и общение в реальности. Действуют такие же правила: всё предусмотреть, быть вовремя, уважать собеседника, не отмалчиваться и не шуметь. Будьте вежливы и фокусируйтесь на результате. И тогда по поводу встреч можно не волноваться.
Чтобы без сбоев, безопасно и с любых устройств общаться с коллегами и партнёрами — выберите удобный инструмент для корпоративного общения. Манго Телеком разработали такое решение для аудио- и видеовстреч.
Чтобы проверить свою готовность, скачивайте памятку по проведению онлайн-встреч.
Больше полезных советов о презентациях, выступлениях, сторителлинге и эмоциональном интеллекте читайте в бесплатной образовательной рассылке esprezo.