Осознание потребности
С чего вообще я озадачился бизнес-процессами? Озарение пришло в тот момент, когда в агентстве я столкнулся с огромным количеством вопросов:
-
как быть в той или иной ситуации;
-
как определить ответственного в той или иной ситуации;
-
как быть с постоянными доделками, которые не соответствуют ожиданиям постановщика задачи;
-
как решать проблемы с коммуникацией с клиентами и документооборотом;
-
что делать с падающими показателями LTV, NPS и CSI.
Проблема понятна. Что дальше?
Дабы не учиться на своих ошибках, я решил воспользоваться консультацией у знающих людей. Не сказал бы, что эти консультации были реально полезными, но начало точно было положено. И оно было основательным — я решил внедрять Битрикс24. До этого момента у нас были задачники, в которых мы работали, но там отсутствовала возможность глобальной автоматизации. Перед внедрением Битрикса мне предстояло огромное количество работы по разработке всего того, что необходимо будет внедрять.
Первым делом я разработал карту бизнес-процессов.
И вот тут уже можно начать отвечать на главный вопрос этой статьи — о пользе. Карта бизнес-процессов уже на данном этапе оказалась очень полезной. Я в одной плоскости, на одном листе разложил по блокам, по шагам весь рабочий процесс агентства. Тут я понял, что какие-то блоки работы логично располагать в другом порядке, так как точки входа и точки выхода на данный момент вступают в конфликт.
Также в карте я отразил вспомогательные бизнес-процессы, которые оказывают сильное влияние на жизнь и работу агентства, но не относятся к производственным вещам (например, снабжение офиса, юриспруденция, онлайн- и офлайн-безопасность).
Карта бизнес-процессов превращается...
Теперь пришла очередь начать описывать каждый бизнес-процесс:
-
что есть точка входа;
-
кто есть хозяин процесса, то есть ответственный;
-
что должно быть сделано в рамках процесса;
-
какой алгоритм этих действий;
-
что есть точка выхода.
Когда я сформировал отдельный документ на каждый бизнес-процесс, ко мне пришло новое озарение: я ведь практически разработал должностные обязанности каждому сотруднику! То есть описание бизнес-процессов, по сути, и является наполнением должностных обязанностей.
Осталось формально заполнить шапку этих документов с должностями, добавить время работы и иные необходимые моменты. Это значительно упрощает индакшен новых сотрудников, не говоря уже о бюрократической истории, связанной с ТК РФ. И снова отмечу, что бизнес-процессы здесь тоже мне помогают.
Регламенты, настало ваше время
Детализируемся дальше. Описание бизнес-процесса — это то, что отвечает на вопрос «что делать», то есть даёт понимание о том, какое действие надо сделать и когда его сделать. Остаётся один вопрос: а как это действие сделать? Вот тут начинается один из самых сложных моментов — нужно написать регламенты. И регламенты как раз и будут отвечать на вопрос «как сделать», они и будут являться должностными инструкциями.
Существует два основных метода разработки регламентов.
-
Регламенты пишет руководитель. Чаще всего именно этот подход и применяется. Но он имеет один большой минус: если руководитель не знает во всех мелочах, что должно быть в регламенте, то регламент получится плохой. Я, например, не SEO-специалист и написать хороший регламент для него просто не смогу.
-
Регламенты пишут сотрудники. Редко такой подход используется, думаю, что зря. Если разработать чёткий фреймворк регламента, то сотрудник его может заполнить детализированным описанием. Но минусы тут очень значимые. Во-первых, сотрудник может разработать регламент такой, какой будет удобнее ему, а во-вторых, сотрудник не видит всей картины взаимодействия коллег с другими блоками.
Я лично придумал для себя третий вариант — поручил готовить основу регламентов сотрудникам и стал их дорабатывать, взяв их разработку за основу. Так у меня получились регламенты, которые позволяют качественно выполнять задачи каждого специалиста и которые связаны с предыдущими или дальнейшими шагами коллег.
Помимо всего прочего тут есть ещё одно большое скрытое преимущество: люди меняют место работы, а их знания уходят вслед за ними. Но вполне нормальной практикой является отчуждение знаний у своих сотрудников. И эти знания необходимо помещать в регламенты. Теперь смена сотрудника будет происходить с меньшими потерями. Опять же, для меня это очевидная польза регламентов, которые являются ядром бизнес-процессов.
Делу время, а задаче дедлайн
Теперь очень важно связать всё внутри регламентов временными рамками, чтобы каждое действие выполнялось в срок и при этом пересекалось с действиями в других процессах.
Приведу пример. SEO-специалист получает задачу по проведению комплексного аудита сайта. Срок у него на эту задачу 10 дней. Аккаунт-менеджер озвучивает в самом начале сотрудничества с клиентом фронт работ и договаривается на предоставление отчёта по аудиту через 14 дней. 4 дня — резервный срок, если что-то пойдёт не так. По регламенту сеошник сдаёт работу через 10 дней, далее через 10 дней аккаунт должен принять этот аудит, проверить его на соответствие разработанному фреймворку и передать его клиенту или отправить на доработку. Вот тут-то бизнес-процессы и начинают помогать наводить порядок в работе, что, несомненно, полезно.
Сто раз проверь, один раз внедри
Чтобы не разрушить существующую корпоративную культуру и усто́и, я рекомендую месяц или два проследить, как на практике работают разработанные вами регламенты. Допускаю, что регламенты могут содержать какие-либо изъяны, которые надо выявить и устранить в максимальном количестве. А тестирование как раз лучше всего проводить в так называемом скрытом режиме, когда сотрудники ещё работают по-старому, а вы их работу отслеживаете по-новому.
Вот теперь можно вернуться к истории, когда я решился на внедрение Битрикса. Я уже имел перед глазами полную картину: кто за что отвечает и в какие сроки. Всё максимально детализировано по правилу «для дурака». Теперь с помощью роботов Битрикса я настраиваю кучу правил, триггеров, задач, которые гоняют задачи от сотрудника к сотруднику согласно разработанным регламентам. И вот тут начинается и эйфория от внедрённых бизнес-процессов, и ужас от того, что всё идёт не по плану.
Когда всё пошло не по плану
Первые сложности, да даже, наверное, не сложности, а проблемы, я ощутил через пару недель, обратив внимание на количество просроченных задач. Ну и начал разбираться в этой ситуации. Причина откопана была достаточно быстро: мы выполняли много разных задач, которые не должны были выполнять.
Прилетает запрос от клиента на какую-то правку, которая не планировалась в регламенте никак, но мы её берём в работу. Это одновременно и большая наша проблема, и то, за что ценят нас клиенты. Мы работаем очень гибко. Если появляется более приоритетная задача, то мы можем по согласованию с клиентом поменять задачам сроки и приоритеты в нашем плане работ. Отсюда у нас начался бардак в Битриксе. И я был вынужден отказаться от автоматизации.
Вот тут справедливо будет заметить, что бизнес-процессы могут вредить бизнесу. Но я не соглашусь. Не всегда и не всем подходит тотальная автоматизация бизнес-процессов, но их наличие в компании обязательно. Отказавшись от автоматизации, я не отказался от бизнес-процессов. Я их оптимизировал под нашу специфику работы с клиентами. А затем ещё и привязал к ним мотивацию сотрудников, что нашло отражение в системе сбалансированных показателей и KPI. Но это уже совсем другая история.
Так польза или вред?
Я считаю, что бизнес-процессы наносят непоправимую пользу любому бизнесу: определяют, что и как делать, кто и за что отвечает. Исключением может стать только крайне творческая деятельность: написание картин, музыки и нечто подобного, где результат зависит не от набора действий, а от вдохновения и иных факторов, на которые очень сложно повлиять.
Источник фото на тизере: Miracle Seltzer on Unsplash