Основатель IT-агентства A2SEVEN Антон Репьев поделился результатами аналитического исследования в сфере банковской деятельности. Предметом исследования стал процесс получения дебетовой карты в российских банках второго эшелона.
Сегодня банки вынуждены работать в высококонкурентной среде, которая заставляет их трансформироваться в технологичные компании и применять инновационные онлайн-решения. Лидеры отрасли успешно адаптировались в цифровой эре, чего нельзя сказать о среднем сегменте банковского рейтинга. Многие банки второго эшелона продолжают использовать устаревшие решения и отстают в этой гонке за клиентом.
Весной 2023 года мы провели полномасштабное маркетинговое исследование банковской сферы, в котором проанализировали процесс получения дебетовой карты онлайн. Каждый выбранный банк оценивался по 13 критериям по 5-балльной шкале. В ходе исследования были выделены успешные методы и слабые места, а также составлены рекомендации для улучшения пользовательского опыта клиентов банка.
Топ 20 банков по результатам исследования приведен ниже:
- Ингосстрах (48 баллов);
- АКБ «ФОРА-БАНК» (42 балла);
- БКС банк (40 баллов);
- Металлинвестбанк (40 баллов);
- Дальневосточный банк (38 баллов);
- Банк Хлынов (37 баллов);
- Сургутнефтегазбанк (37 баллов);
- Банк «Солидарность» (37 баллов);
- Челиндбанк (37 баллов);
- Тольяттихимбанк (36 баллов);
- Банк «Приморье» (36 баллов);
- ВУЗ-банк (35 баллов);
- Банк «Аверс» (35 баллов);
- Энергобанк (34 балла);
- Акибанк (33 балла);
- СДМ-банк (32 балла);
- Банк «Левобережный» (32 балла);
- Кредит Урал Банк (31 балл);
- Банк «Кубань Кредит» (31 балл);
- ББР Банк (30 баллов).
Проведение исследования
Для исследования были выделены 38 российских банков второго эшелона с активами от 64 до 120 млрд рублей. Одновременно отсеивались банки с минимальным количеством отделений. Были проанализированы все этапы оформления дебетовой карты: от точки входа на сайт до момента получения. Для этого эксперты проходили пользовательский путь: знакомство с банком — знакомство с продуктами банка — выбор продукта — заказ карты — выбор способа получения.
Максимальный балл получил банк Ингосстрах. Он набрал 48 баллов из 50-ти возможных, потеряв 2 балла за отсутствие возможности кастомизации карты. Самый низкий результат — у «Быстробанка». Сайт банка предоставляет большой объём информации, но её визуальное представление не соответствует текущим запросам пользователей.
Только 4 банка набрали выше 35 баллов, то есть 70% от максимально возможных. Это банки Ингосстрах (48 баллов), «Фора-Банк» (39 баллов), БКС и Солидарность (по 37 баллов). От 30 до 34 баллов набрали 12 банков. Самые интересные сайты из них у банков «Хлынов», «Металлинвестбанк» и «Кубань Кредит».
Методология исследования
Цель — анализ процесса получения дебетовой карты (ДК) в банках с точки зрения пользователя, которые занимают 39–63 места в рейтинге российских банков.
Полный список банков.
Каждый критерий оценивался от 0 до 5 баллов, некоторые — до 2 баллов
Максимальное количество баллов — 50
Даты проведения: 01.02 — 30.03.2023 года
Результаты по разделу «Юзабилити сайта»
Юзабилити сайта оценивали по двум параметрам: скорость загрузки и адаптивность дизайна. Скорость загрузки — один из ключевых критериев ранжирования сайта по поведенческим факторам. Если страница грузится 5 секунд и дольше, то до 90% пользователей не хотят ждать и закрывают её. Сайт должен открываться за 1–2 секунды.
Большинство исследуемых сайтов загружаются практически мгновенно. Только у 5 банков загрузка занимает продолжительное время. Чтобы его сократить, необходимо оптимизировать содержание страниц и уменьшать вес изображений, видео и прочего контента.
В анализе на адаптивность максимальный балл получили сайты, способные корректно отображаться на десктопе, смартфоне и планшете. Больше половины исследуемых банков имеют полностью адаптивный дизайн сайта. Абсолютно неадаптивные сайты у двух банков: «Таврический» (23 балла) и «Энерготрансбанк» (12 баллов).
Результаты по разделу «Этап знакомства с банком»
Оценка на этапе знакомства с банком проводилась по пяти критериям, наиболее важные — наличие интересующей клиентов информации. Для получения дебетовой карты это информация о самой карте, бонусной системе и ответы на типовые вопросы (FAQ). Несмотря на очевидность подобных пользовательских запросов, у пяти банков нет отдельной страницы с информацией о картах вообще, у шести — отсутствует описание бонусной программы. Блок FAQ есть только у 23% исследуемых банков.
К 2023 году мобильные приложения стали обязательным фактором успешного развития. У 36 исследуемых банков мобильные приложения уже созданы. Их нет только у «Центрокредит» и «Быстробанка».
Результаты по разделу «Этап открытия счета и получения карты»
Самый большой срез исследования приходится на этап открытия счёта и получения карты. В нём задействовано 6 параметров, которые объективно отражают комфорт клиента при заказе дебетовой карты. Ядро нашей методологии — подсчёт шагов и времени пользовательского опыта. Чтобы произвести одно и то же действие, клиентам приходится пройти от 1 до 9 шагов и потратить от 1 до 16 секунд.
Наилучшие результаты у банков Ингосстрах, БКС и Сургутнефтегазбанк (33 балла). Это значит, что их клиенты могут на сайте оставить полную информацию для получения карты. У семи банков есть только форма «Перезвоните мне», а у десяти банков вообще нет возможности оставить онлайн-заявку на сайте.
Удобство клиентов должно стоять на первом месте. Например, сайт банка «Центрокредит» (12 баллов) выполнен в стиле минимализма и производит приятное впечатление. Но одновременно с этим не продуманы сценарии поведения пользователей, поэтому найти нужную информацию или заказать дебетовую карту просто невозможно. Несмотря на привлекательный дизайн, сайт не выполняет основную функцию — превращение посетителя в клиента.
Важным фактором выбора практически любой организации в 2023 году становится доставка. Начиная со времен пандемии, всё больше людей вовлекаются в онлайн-заказ товаров и услуг. Сегодня игнорировать этот тренд могут только монополисты, а небольшие компании должны подстраиваться под запросы клиентов и доставлять им всё необходимое. Между тем, у 27 банков, то есть у 71%, нет доставки карты. Клиентам приходится самостоятельно забирать их в отделении.
Резюме
В целом исследование показывает разнородную картину. С одной стороны, 22 банка, то есть 58% всех исследуемых, набрали более половины возможных баллов. Это значит, что оцениваемый пользовательский опыт достаточно продуман и отвечает запросам клиентов. С другой стороны, баллы трёх банков: Центрокредит, Энерготрансбанк и БыстроБанк — составляют менее 15 у каждого. Мы советуем им усилить цифровизацию: адаптировать сайты, разработать приложения и упростить пользовательский опыт.
Общий вывод такой: банкам стоит поработать над комфортом клиентов и закрытием всех интересующих вопросов до получения карты. Это поможет увеличить конверсию входящих пользователей в клиентов банка.