ЦА — это люди не случайные, а реально заинтересованные в авторе и его творчестве, контенте и продукте бренда. Целевые зрители с большей вероятностью будут:
- cмотреть ваши новые видео и способствовать их продвижению;
- покупать товары и услуги, спонсировать канал;
- рекомендовать вас друзьям.
Рассказываем о 7 рабочих способах найти и привлечь целевую аудиторию на YouTube.
1. Оптимизируем под поиск
SEO (search engine optimization, поисковая оптимизация) нужна не только для сайтов. Если вы посмотрите в отчёт «Источники трафика» Творческой студии, то увидите, какой серьезный вклад дает поиск по самому YouTube и такие внешние источники, как Яндекс или Google.
SEO для YouTube — это в первую очередь работа с семантикой. Старайтесь использовать в заголовках, описании и тегах пресловутые ключевые слова — достаточно популярные запросы потенциальных зрителей. Согласно исследованию Briggsby, есть корреляции между рейтингом видео и наличием ключевых слов в тегах, описаниях, заголовках.
В их важности легко убедиться самостоятельно. Просто введите в поиске по YouTube запрос по типу «как… что-то» и изучите выдачу. Как правило, слова из запроса будут использованы в заголовках и описаниях к роликам.
Инструменты
Для подбора ключевых слов и фраз — Яндекс.Вордстат и Google Keyword Planner (бесплатные), KeywordTool, Click.ru, Rush Analytics (платные и профессиональные).
Для анализа тегов конкурентных каналов и видео и их популярности — VidIQ Vision, Tube Buddy, Clever (условно-бесплатные расширения).
Важно: вписывайте тематические ключи органично и по правилам русского языка, без формулировок в духе «квартира недорого без посредников москва».
И это должны быть релевантные фразы, строго относящиеся к теме видео/канала. Нельзя указывать в заголовке, описании или тегах просто первые попавшиеся популярные слова и словосочетания, чтобы получить больше просмотров и подписчиков. Во-первых, ложные метаданные могут запутать алгоритмы Ютуба, во-вторых, они ухудшают репутацию канала и могут вызвать жалобы пользователей.
2. Увеличиваем CTR и удержание аудитории
CTR (click-through rate, кликабельность) — важный фактор ранжирования в YouTube (об этом говорится, например, в исследовательской статье о системе рекомендаций). Чем меньше показов приходится на один клик по превью ролика, тем лучше. Согласно справке YouTube, средний показатель CTR для половины видео составляет от 2 до 10%.
Чтобы увеличить CTR, нужно хорошо проработать заголовок — сделать его интересным не только для поисковых систем, но и для людей, которые увидят его в поиске, рекомендациях или push-уведомлениях. И разработать привлекательный значок (миниатюру), который выделит ролик среди других и, главное, точно отразит тему и содержание.
Важно: как и в случае с другими метаданными, шокирующие, фальшивые, кликбейтные значки делать нельзя. Как минимум вы получите нецелевую аудиторию, которая вам не нужна. Как максимум — наказание от видеохостинга.
Узнать CTR ваших роликов, чтобы сделать выводы в отношении следующих публикаций или оптимизацию имеющихся, можно в отчёте «Просмотры» Творческой студии Ютуба.
Удержание аудитории — продолжительность просмотра видео, которая выражается в процентах, тоже оказывает сильное влияние на благосклонность алгоритмов YouTube. И это не секрет, вот цитата из урока YouTube Creator Academy:
Удержание, само собой, напрямую влияет на показатель watch time (времени просмотра), который является фактором ранжирования (об этом Ютуб писал ещё в 2012 году) и обязательным условием монетизации канала (нужно набрать 4000 часов просмотра).
Чтобы удержание было высоким, уделяйте особое внимание началу ролика. С первых секунд зритель должен понять, о чём будет видео, заинтересоваться и принять решение смотреть дальше. Если начало затянутое, скучное, непривлекательное — многие уйдут. Ещё много лет назад YouTube упоминал в своём блоге о важности первых 15 секунд.
В Творческой студии Ютуба есть простой и понятный отчёт об удержании аудитории (метрика называется «Длительность просмотра»). Если цифры по вашим видео неудовлетворительные, подумайте, что можно сделать.
Инструменты
Для создания миниатюр к YouTube-видео — Canva, Crello, Tube Buddy (условно-бесплатные), Adobe Photoshop (платный).
Для поиска дополнительных картинок и иконок — Unsplash, 1001 Free Downloads, Vecteezy (бесплатные).
3. Стимулируем вовлечённость
Показатели, связанные с просмотром, не единственные влияют на рейтинг YouTube-видео и канала в целом. Исследователи из Backlinko и Briggsby нашли сильную связь между реакциями (шерами, лайками, комментариями) и высокой позицией видео в поиске.
Команда Брайана Дина также отметила отдельно такой фактор, как подписки после просмотра видео. Логично, это более качественный показатель и его гораздо сложнее накрутить.
Чтобы повысить вовлечённость на ваших видео, нужно в первую очередь делать качественный, полезный, интересный контент. Во вторую — призывать зрителей ставить лайки, делиться роликом, подписываться и нажимать «колокольчик». Такие действия не запрещены правилами Ютуба, многие блогеры это практикуют.
Целевая аудитория с меньшей вероятностью пропустит новое видео после того, как подпишется на канал и уведомления, станет регулярно ставить лайки и писать комментарии. Алгоритмы YouTube заметят эти реакции и станут активнее продвигать ваш канал, охватывая новую целевую аудиторию — этого мы и хотим.
Важно: плейлисты, конечные заставки, подсказки и четкий график публикаций помогут ещё больше удерживать и вовлекать подписчиков и новых зрителей. Старайтесь использовать их в каждом ролике.
Посмотреть текущую ситуацию по вовлечениям своего канала можно в разделе «Взаимодействие» Творческой студии Ютуба.
Инструменты
Для анализа вовлеченности своего канала и конкурентов — VidIQ Vision, Tube Buddy, Clever (условно-бесплатные расширения).
Для того, чтобы узнать, «как у других» — EPICSTARS, Plibber, GetBlogger, Prolog.yt (платные биржи блогеров).
4. Предлагаем видео на тематических площадках
YouTube — ресурс № 2 по посещаемости в мире (по данным Similarweb), но трафика много не бывает. Привлекать целевую аудиторию из поисковых систем и самого Ютуба — хорошо, но еще лучше попробовать найти ее и на тематических площадках. По возможности:
- продвигайте видео со своего канала на всех своих ресурсах: на сайте, в социальных сетях, рассылке, телеграм-канале;
- публикуйте ролики в релевантных группах и пабликах. Например, если вы делаете обзоры на садовую технику, видео может быть полезно в сообществах дачников, ландшафтных дизайнеров, экопереселенцев;
- рекомендуйте канал или отдельные видео в ответ на подходящие обсуждения — на форумах и проектах с вопросами-ответами, в соцсетях или под статьями на информационных сайтах.
Важно: рекомендации видео или канала должны быть строго по теме и на подходящих интернет-ресурсах, нельзя превращать посевы в спам. Это не даст результата и может ударить по репутации проекта.
Результаты промоушена на тематических площадках можно увидеть в разделе «Источники трафика → Внешние источники» на studio.youtube.com.
Инструменты
Для мониторинга социальных медиа — Google Alerts, Яндекс.Блоги, Chotam, Babkee, StarComment (бесплатные/бюджетные).
Для расширенного встраивания видео — VidIQ Vision, Tube Buddy, Clever (условно-бесплатные расширения).
5. Подключаем видеорекламу YouTube
Видеореклама YouTube — возможность добраться до целевой аудитории, которая пока недосягаема для вышеперечисленных способов. Причем сделать это можно довольно быстро и достаточно недорого.
Таргетинг работает на:
- демографические группы (пол, возраст и другое, можно даже настроить рекламу на студентов или молодых родителей);
- определенные интересы, темы, намерения (например, о покупке определенного товара или услуги);
- тех, кто уже взаимодействовал с вашими видео или объявлениями (это ремаркетинг, как у рекламы на поиске Google или Яндекса);
- готовый список email-адресов или похожие аудитории (технология look-alike).
Видеообъявления могут быть показаны на главной странице, в процессе просмотра другого ролика, в похожих видео и так далее. При настройке ориентируйтесь на данные своего YouTube-канала (раздел «Аудитория» Творческой студии), но тестируйте другие сегменты аудитории тоже — почему бы нет.
Видеореклама — инструмент не только для крупных брендов и «продающих» рекламных роликов. Блогеры тоже могут покупать платные просмотры, например, чтобы алгоритмы YouTube быстрее «заметили» новый контент и начали давать уже естественный бесплатный трафик. Так, например, предлагает делать Владислав Заремба (World of video), особенно если у вас новый нераскрученный YouTube-канал.
Инструменты
Для автоматизации видеорекламы — Utify (платный).
6. Запускаем рекламу у блогеров
Реклама у блогеров — ещё один платный способ найти свою целевую аудиторию. С одной стороны, он может быть выгоднее видеорекламы (по стоимости просмотра или подписчика). С другой — много подводных камней: непросто найти подходящую тематическую площадку, можно долго договариваться с авторами, есть риск переплатить за накрученные показатели и так далее.
По инфлюенс-маркетингу нет универсальных рецептов. Нужно в каждом конкретном случае анализировать, тестировать, прогнозировать.
Важно: если у вас уже достаточно раскрученный канал, а не нулевой, можно попробовать найти похожие каналы по смежным тематикам и предложить взаимопиар. Это бесплатная возможность посмотреть, как вообще может работать реклама у блогеров.
Инструменты
Для поиска и анализа YouTube-каналов — Whatstat, Socialblade (бесплатные сервисы статистики).
Для подробного анализа и безопасных сделок — EPICSTARS, Plibber, GetBlogger, Prolog.yt (платные биржи блогеров).
7. Бонус: создаём качественные субтитры
Качественные (не автоматические) субтитры на русском и других языках — тоже способ найти и привлечь больше целевой аудитории, в том числе зрителей за рубежом. Конечно, придётся тратить больше ресурсов на одну единицу контента, но и профита, возможно, также будет гораздо больше.
Отслеживать то, как ваши зрители используют субтитры, можно в соответствующей вкладке раздела «Аудитория» в Творческой студии YouTube.
Важно: субтитры вряд ли есть смысл делать, если у вас канал для бизнеса, а товары и услуги предоставляются строго локально. Например, только по России или отдельному региону.
Инструменты
Для заказа услуг переводчиков — YouDo, Polyglot, FL (платные биржи фрилансеров).
Подытожим
Не стоит сидеть сложа руки и надеяться, что платформа сама приведет вам целевую аудиторию. Учитывая важные факторы и показатели, помогите умным алгоритмам YouTube.
- Оптимизируйте видео и канал под поиск.
- Работайте над CTR и удержанием.
- Увеличивайте вовлеченность (лайки, комментарии, шеры).
- Привлекайте внешний трафик с тематических сайтов и социальных медиа.
- Подключайте платное продвижение: видеорекламу YouTube (через Google Ads или Utify) и инфлюенс-маркетинг.
- Делайте качественные субтитры в качестве бонуса.
Успехов!