Digital в медиабизнесе
Лучшее из мира digital #5 Лучшее из мира digital #3 Россия первая в Европе по числу интернет-пользователей. Что это значит для Рунета? IT на аутстафф: 8 советов, которые помогут не ошибиться с выбором подрядчика Исследование: реакции на ребрендинг крупных компаний
Как продвигать подкаст с помощью SEO

Помогаем своим подкастам быть услышанными.

Ольга Павликова, генеральный директор коммуникационного агентства TrendFox, рассказывает о том, как продвигать подкаст с помощью SEO. И объясняет, почему она не гонится за количеством просмотров.

Что такое SEO и зачем оно вам нужно

Владельцы каналов и подкастеры не всегда уделяют достаточно внимания SEO. Хотя оптимизация обеспечивает половину успеха в продвижении. Вы можете записать крутой подкаст, но о нём никто не узнает. Эту ошибку совершили и мы, когда запустили подкаст «Блокнот Пиарщицы» в конце 2022 года.

Мы хотели делать бренд-медиа, которое станет дополнительной площадкой для продвижения TrendFox. Идея подкаста — интервью с маркетологами и пиарщиками крупных компаний. Гости делятся с аудиторией опытом и кейсами в digital и PR, рассказывают о собственных приёмах, технологиях и инструментах продвижения.

Вначале мы действовали стандартно, использовали только аудиоформат. Мы размещали анонсы выпусков в соцсетях, рассылках, статьях в блоге на сайте TrendFox. Результаты были, но не такие, как хотелось. А в конце прошлого года наш digital-директор Таня Корсак сказала: «Оля, посмотри, мы оптимизировали сайт, есть эффект. Нужно делать SEO и для подкаста и снимать видео».

SEO, или поисковая оптимизация — эффективный инструмент продвижения. Это широкое понятие, в него входят анализ интентов аудитории, текстовая оптимизация, улучшение юзабилити сайта, внешний маркетинг, проверка продукта и многое другое.

Как работает SEO для подкастов? Упрощённо это происходит так: вы смотрите, какие темы и запросы популярны у пользователей в поисковиках, и «зашиваете» их в свой контент. В итоге вы получаете ранжирование ваших аудио- и видеоподкастов в Яндексе, Google и YouTube. Также вы попадаете в рекомендации на главной странице YouTube и в списки похожих видео. На сайт идёт трафик — и растут продажи.

Как строить SEO-продвижение подкаста:

  • Выявить ключевики и LSI-слова* по запросам пользователей.

  • Включить их в текст, заголовки, описания.

  • Разрабатывать темы, которые интересуют пользователей.

  • Сделать привлекательную картинку, прописать сниппеты, расставить хештеги.

  • Отстроить цепочку продаж, то есть включить подкаст в вашу воронку.

*LSI-слова и фразы семантически и тематически связаны с ключами, встречаются в одном контексте.

Выбирайте топовые темы

Работа над SEO начинается уже на этапе выбора темы и подготовки сценария. Чтобы найти топовые запросы, исследуйте тренды с помощью Google Trends. Платформа покажет, что популярно у пользователей. Но при этом выбирайте темы, которые соответствуют формату вашего канала и интересам целевой аудитории. Также изучайте, что «залетело» у конкурентов. Не копируйте — адаптируйте.

Затем пропишите сценарий и встройте в него важные ключевые слова. Это поможет подкасту ранжироваться. Уделите внимание образам спикеров — они должны привлекать и удерживать внимание зрителя.

Трансформируйте оптимизацию под себя

Что делать, если темы, которые вы собираетесь обсуждать на подкастах, не входят в топ запросов? Вам также поможет SEO-оптимизация, но надо делать упор не на топовую тематику и количество просмотров, а на экспертизу и интересы целевых лидов. Пусть ключи и темы не будут в топе, но они должны удовлетворять запросы аудитории, на которую ориентирован ваш канал. Такой подход позволяет отсеять ненужный трафик и нецелевые лиды.

У нас как раз такой случай. Темы, которые относятся к «нашим», не входят в топ запросов. На начальном этапе оптимизации это стало камнем преткновения между нами и сеошниками. Они говорили: это не топовая тема, надо писать сценарий под то, чего хочет широкая аудитория, надо вписывать популярные, а не маркетинговые ключи. В итоге мы пришли к консенсусу: оптимизируем контент, но при поиске тем и написании сценария руководствуемся не топовыми запросами, а интересами TrendFox и нашей основной аудитории.

Мой личный лайфхак: подкаст «Блокнот Пиарщицы» выполняет дополнительную функцию — развитие связей B2B. Я приглашаю в него людей, с которыми я хочу поработать. Я показываю экспертизу гостя зрителю, готовлю с ним цепляющий контент. Но не менее важный момент для меня — продемонстрировать наши компетенции моему визави и заинтересовать перспективами сотрудничества.

Результаты оптимизации подкаста «Блокнот Пиарщицы» за 4 месяца

Оптимизируйте по всем направлениям

Подкаст отснят, все довольны, но это только середина SEO-истории. После съёмки и в процессе монтажа проведите дальнейшую оптимизацию.

  1. Пропишите яркие короткие заголовки. Они должны быть информативными, с вписанными ключевиками.

  2. Оптимизируйте теги и описания с помощью ключей. Это повысит ранжирование. В описания добавьте CTA — призывы к действию.

  3. Дайте ссылки на другие ваши видео для увеличения времени просмотра.

  4. Создавайте плейлисты и рекомендованные видео для удержания зрителей.

  5. Сделайте яркую и информативную обложку, которая привлечет внимание.

Не игнорируйте удобство поиска и просмотра для зрителей. Добавляйте временные метки, рекомендованные видео, качественные субтитры, дайте качественную картинку и звук. Заинтересованная аудитория будет вас смотреть, подписываться, покупать ваши товары и услуги и следовать за вашим брендом.

Анализируйте и улучшайте

Отслеживайте активность зрителей в статистике просмотров. Публикуйте видео тогда, когда ваша аудитория наиболее активна. Например, вечером или выходные.

Регулярно анализируйте результаты, чтобы понимать, какие форматы, гости или темы «зашли» целевой аудитории. Оценивайте и эффект от SEO — какой формат оптимизации больше подходит для того, чтобы попадать в рейтинги, и на какие запросы вы можете отвечать лучше всего и собирать SEO-трафик.

Если видите, что-то не так, корректируйте стратегию, улучшайте результат. Инсайты и аналитику можно смотреть в Творческой студии YouTube или vidlQ.

Привлекайте профессионалов

Самостоятельно оптимизировать канал можно, но нужны навыки и временные ресурсы. В целом SEO под ключ — не слишком дорогая услуга, и если вам требуется качественное продвижение, обратитесь к профессионалам. Они помогут привести ваш канал в порядок на всех уровнях SEO. В итоге вы получите больше, чем потратили, так как эффективная оптимизация в разы повышает трафик и количество лидов.

Пример качественной оптимизации канала с узкой тематикой

Продвигайте не только с SEO

Чтобы запускать видео на миллионы просмотров, надо создавать мультипликативный эффект. Для продвижения нужны анонсы от блогеров, в соцсетях бренда, прогревающие Reels и Shorts, публикации в тематических блогах. Также отлично работает нетворкинг: рассылки, упоминания на мероприятиях, QR-коды на визитках.

Ещё один путь продвижения — коллаборации с известными блогерами, медийными персонами. У нас такая история получилась с Романом Тарасенко, звёздным пиарщиком и маркетологом.

Мы с Ромой записали совместный подкаст «Настоящий интеллект», говорили про тренды маркетинга в 2024, про искусственный интеллект, важность продвижения и профессию маркетолога. И почти сразу после публикации видео к нам в агентство пришли два целевых лида. Один из них — в прямом смысле, ногами. Будущей клиентке так захотелось с нами поработать, что она оставила заявку и не стала ждать, когда мы ей перезвоним, пришла к нам в офис.

Обложка подкаста с Романом Тарасенко, 8 034 просмотра за 2 месяца, 2 целевых за неделю после выхода

Играйте «вдолгую»

Когда вы продвигаете подкаст и проводите SEO-оптимизацию, в какой-то момент вы можете подумать: ничего не получается, результата нет. И забросите ресурс, хотя силы, время и средства уже потрачены. Другая крайность: вы начнёте радикально менять стратегию, выбирать максимально широкие темы, писать хайповые заголовки, пытаться привлечь аудиторию хоть как-нибудь. В итоге ваше ядро, которое уже сформировалось, разочаруется и покинет ваш канал.

Остановитесь. Вспомните, какую цель вы ставили. И продолжайте работать. Вносите постепенные изменения и улучшения. Мы в «Блокноте Пиарщицы» меняли и дизайн обложек, и текстовую подачу, и многое другое. Но оставались верными общей концепции и главной задаче — контент для B2B, целевой трафик и развитие бизнес-связей с гостями подкаста. И мы определили, в какой комбинации обложек, монтажа, тем растёт кривая качественных лидов. Потому что в продвижении и гонке за лидом не всегда выигрывает самый быстрый и хайповый. К цели приходит тот, кто умеет работать на перспективу, строить стратегию и играть «вдолгую».