Музыка в ресторанах и магазинах играет важную роль в борьбе за внимание и лояльность потребителей. Виталий Бочкарев, директор по маркетингу аудиосервиса Звук Бизнес, рассказывает, как выбрать музыкальное сопровождение для бизнеса и почему не стоит перегружать плейлисты песнями популярных исполнителей со словами.
Музыка — тонко настраиваемый инструмент маркетинга. В ресторанах и магазинах она создаёт особенный фон, который может подтолкнуть клиентов остаться подольше, изучить ассортимент, сделать ещё один заказ или покупку. Или покинуть заведение.
По результатам исследования Звук Бизнес*, три четверти россиян считают музыку значимым элементом атмосферы места. Треть респондентов заявили, что уйдут из заведения сразу же
*Проведено аудиосервисом Звук Бизнес в июне 2024 года, опрошены 1400 россиян старше 18 лет.
А если музыка приходится по душе, то:
-
56% готовы оставить хороший отзыв о заведении;
-
19% задерживаются в заведении подольше;
-
18% оставляют больше чаевых;
-
15% остаются в нём только ради привлекающих их треков.
Как правильно «настроить» музыкальный тон заведения
Музыка в коммерческих помещениях, таких как магазины и рестораны, не должна быть слишком громкой, чтобы не раздражать посетителей. Но ей
Музыкальное сопровождение ресторана или магазина влияет на самый «невесомый» элемент маркетинга — атмосферу. Важно подбирать музыку так, чтобы она соответствовала предпочтениям целевой аудитории бизнеса. Если это люди старшего возраста, то уместны ностальгические нотки в плейлистах, включая ретро и мировую классику. Бизнесам с молодой потребительской аудиторией подойдут ультрамодные плейлисты. Например, если магазин продаёт смелую дизайнерскую одежду, то для него органичен энергичный фон, скажем,
При выборе музыкального сопровождения нужно исходить также из характера бренда и его отраслевой принадлежности. Например, автосалонам подойдут классические композиции из американских
Яркий пример утилитарного применения звукового сопровождения в бизнесе — традиционно энергичная музыка в сетях
Музыка на службе концепции заведения
С помощью музыки можно подчеркнуть особенности предложения. Например, такой приём работает в случае с ресторанами национальной кухни, где уместно использовать в качестве фона этнические мотивы. Они усилят впечатление гостей о заведении как о месте с аутентичной кухней и эксклюзивной атмосферой, куда можно совершить гастрономическое «путешествие». Так, при подборе треков для тратторий, пастерий и пастичерий, которые предлагают посетителям итальянскую кухню, мы используем жизнерадостные этнические мотивы Апеннинского полуострова или весёлые композиции в стиле
В концептуальных ресторанах иногда уместно сделать акцент на этнике. Например, это справедливо для
Кроме того, музыку с национальным характером можно использовать в заведениях при выводе сезонных предложений. Так мы делали в плейлистах для мексиканского меню в ряде ресторанов Rostic’s. Необычная музыка освежала восприятие посетителей ресторана и привлекала их интерес к новинкам меню. Новые музыкальные впечатления побуждают стремиться и к новым гастрономическим — подобное притягивает подобное. Ну, а кроме того, энергичная латиноамериканская музыка просто поднимала гостям настроение.
Концепции заведений, конечно, бывают связаны не только с этнической составляющей. Так, например, для плейлистов в сети семейных кафе «АндерСон» мы подобрали
Кейс не из сферы общепита — курорт Mriya Resort & SPA (вот пример их плейлиста). Поскольку это спа, здесь мы выбрали очень спокойную и расслабляющую музыку: чил, эмбиент, лаунж. Она лишена ярко выраженного ритмического рисунка, в ней много звуков природы, а резких звуков или не всегда лёгкой для восприятия электроники совсем нет. Всё для того, чтобы создать атмосферу уюта, комфорта и расслабления.
Как поймать новогоднюю волну
Отдельная задача для музыкального оформления заведений — создание «новогодней волны», тематического плейлиста. Любой бизнес хочет в новогодний период усилить позитивное настроение посетителей и поднять продажи, в том числе благодаря спонтанным покупкам. Ведь Новый год входит в тройку самых популярных среди россиян праздников.
При этом, далеко не все кафе и рестораны считают необходимым транслировать новогодние плейлисты. Исследование Звук Бизнес и Metro показало, что 72% заведений ресторанной сферы не обновляют плейлисты перед Новым годом (как и в связи с другими праздниками и сменой сезонов). Зато для всех остальных это возможность получить конкурентное преимущество, выделившись на фоне менее активных конкурентов.
Крупные торговые центры включают новогодние мелодии уже в ноябре. Но не спешите, лучше выдержите паузу до начала декабря, чтобы не «размывать» настроение потребителей. Новогодние плейлисты не должны становиться навязчивыми. Помните о том, что в предпраздничное время торговые центры и рестораны превращаются в праздничный хор.
Классику: Last Christmas, Happy New Year, Jingle Bells и похожие — можно вообще не включать в плейлисты. Потребители и без того перегружены этой музыкой.
В любом случае, классические композиции лучше чередовать с нетривиальными. В идеале подборку рождественских и новогодних композиций необходимо обновлять каждый год.
Мы в Звук Бизнесе в этом году сделали семь новогодних плейлистов в разной стилевой палитре: от спокойной музыки до динамичной и от простого к сложному: расслабляющий лаунж, динамичный рок, позитивный поп и замысловатый джаз. При выборе нужно ориентироваться на концепцию заведения, как и при подборе общего музыкального сопровождения.
Лучше всего разбавлять свои обычные плейлисты композициями в новогодней и рождественской тематике. Не стоит делать резких движений: даже на Новый год произведения Моцарта и Штрауса, в хорошем смысле пафосные и торжественные, не подойдут сети пиццерий. В заведениях общепита, куда приходят семьи с детьми, нужно больше классических рождественских композиций. В ресторанах среднего и
Не забывайте о том, что рождественские и новогодние темы присутствуют почти во всех стилях и национальных музыкальных культурах. Поэтому смело ищите свои звуковые решения, например, в современной латиноамериканской музыке, в инди, тяжёлом роке и рэпе. Если у вас
Почему песни с понятным текстом — это риски для бизнеса
Стиль и темпоритм музыкальных композиций сильно влияют на людей, при этом слова могут усиливать их воздействие. Потребители невольно считывают смысл и испытывают разные эмоции. Хуже всего — с точки зрения маркетинга — то, что предсказать реакцию на тексты песен сложно. Поэтому лучше не рисковать: если и включать в плейлисты треки с вокалом, то желательно на иностранных языках, которые бОльшая часть аудитории воспримет нейтрально.
Мы в своей практике встречались со случаями, когда изначально руководители заведений (в частности, такое было в сети отелей и больших супермаркетов) заказывали плейлисты с обилием вокала, хотя мы сразу рекомендовали не перебарщивать. С течением времени они сами же просили убрать или уменьшить количество композиций с вокалом, так как сотрудники и клиенты начинали подпевать, а ещё такой контент быстро надоедал.
Особое воздействие текстов песен подтверждают и учёные: так, согласно выводам недавнего исследования, грустная и агрессивная музыка усиливают воздействие наложенных на неё слов. Как правило, мрачные композиции редко звучат в заведениях, но суть в том, что почти любые слова в песнях говорят о сильных переживаниях, могут напоминать о важных событиях в жизни человека, наводят на мысли — грустные или оптимистичные. Возможно, покупатель почувствует раздражение и уйдёт без покупки, если будет внутренне не согласен с общим смыслом композиции или отдельными тезисами.
Другой тревожный сигнал: если песня даже неявно призывает к действиям или к тому, чтобы человек вёл себя и выглядел так или иначе. Часть потребителей считает в таком музыкальном фоне попытку навязать нужные бренду установки.
Особенно тщательно надо подумать перед тем, как использовать у себя в заведении композиции с нецензурными словами (даже «запиканными»), так как у немалой части посетителей они точно вызовут негатив. Наконец, многие песни нацелены на определённую субкультуру и относятся к ней. Если заведение работает на широкую аудиторию, то они заставят часть клиентов почувствовать себя не в своей тарелке.
В последнее время многие бизнесы стали интересоваться композициями с русским вокалом. Это органичный для некоторых заведений подход, но здесь тоже лучше придерживаться баланса и не делать упор на текстовые варианты. Один из наших клиентов, чтобы ассоциироваться и коммуницировать со своей аудиторией только на родном языке, заказал плейлист на русском, и почти сразу попросил разбавить его треками без слов, так как многих посетителей композиции отвлекали от покупок.
Так что пусть лучше музыкальный фон будет почти незаметным, чем цепляющим потребителей, даже если это делается в рамках концепции заведения. Ведь его главная задача — не развлекать и не отвлекать потребителей, а помочь бизнесу сконцентрировать их на целевых действиях.
Чтобы достичь этого, нужно:
Посмотреть на целевую аудиторию своего бизнеса с новой стороны — музыкальной. Сформируйте портрет среднего представителя ЦА и подумайте о том, какие у него могут быть предпочтения в музыке. Чтобы получить широкое представление о вкусах россиян, обратитесь, например, к статистике. Оказывается, 24% россиян предпочитают рок — это самый популярный в стране стиль, а 18% любят классику. На основании этих данных можно думать дальше: сопоставлять свою аудиторию, сегмент рынка и формат бизнеса с разными музыкальными направлениями.
Подобрать плейлист и через
Проводить эксперименты и отслеживать, как меняется поведение посетителей, их поток и средний чек при разном музыкальном оформлении.
Обязательно удостовериться, что вы используете музыку у себя в заведении на законных основаниях. Она должна быть лицензирована, а за каждое исполнение композиции необходимо делать отчисления организациям по охране авторских прав и интеллектуальной собственности — РАО и ВОИС. Чтобы не отвлекаться на это от основных задач бизнеса, можно обратиться к специализированным сервисам, которые предоставляют музыку для бизнеса и к тому же помогают подобрать оптимальные плейлисты.