Команда Tesla Target изучила сотни рекламных объявлений антигистаминных препаратов и на основе тенденций выделила тренды в продвижении ниши в 2022 году. Мы отобрали 22 лекарственных средства от разных фармацевтических компаний, чтобы результаты аналитического исследования были максимально достоверны.
По данным ВЦИОМ:
-
среди россиян наиболее распространена аллергия на растения, ей страдают 26% респондентов, преимущественно это женщины (31%);
-
66% из них используют противоаллергические препараты, а 34% следят за чистотой дома и на рабочем месте;
-
25% россиян сталкивались с аллергией на лекарства;
-
каждый пятый респондент наблюдается у врача;
-
каждый шестой в период обострения заболевания старается не выходить на улицу и минимизировать контакты с окружающей средой;
-
каждый пятый страдает от аллергии на продукты питания и пыль, а каждый десятый от шерсти домашних животных.
Антигистаминные препараты — одна из классических сезонных групп препаратов на российском фармрынке. Пик продаж традиционно приходится на весенне-летний период, когда наблюдается максимальная активность цветения различных растений.
По данным Яндекс Wordstat за 2021 год спрос на препараты начинает расти в апреле и падает в сентябре, максимальный интерес приходится на май.
По прошлогодним данным аналитиков IRI, исследующим международный фармрынок, структура потребления популярных форм антигистаминных средств выглядит следующим образом: пероральные средства ~ 74%, назальные спреи ~ 17%, глазные капли ~ 9%.
В ходе аналитической работы мы узнали:
-
какие каналы продвижения предпочитают бренды;
-
какие форматы рекламных объявлений чаще встречаются;
-
каким соцсетям бренды отдают предпочтение;
-
ключи, использующиеся в настройке кампании;
-
как фармацевтике перестраивать процессы работы, когда соцсети блокируют одна за другой;
-
офферы, которые используют в публикациях у блогеров.
И это не весь список того, что мы изучили в ходе работы. Для анализа мы взяли лекарства с разной узнаваемостью из выдачи первой страницы Google. В список вошли только безрецептурные препараты.
Рассматриваемые каналы:
-
таргетированная реклама;
-
контекстная реклама;
-
размещения у блогеров.
Мы выбрали эти каналы, потому что данные по ним открыты: библиотеку рекламы можно увидеть на площадках, а блогеров найти по хэштегам. Поэтому собранные данные сможет проверить любой пользователь.
Контекстная реклама
Сто́ит отметить, что большинство брендов отдаёт предпочтение контекстной рекламе. Что отчасти логично, ведь в поисковики идут уже «тёплые» клиенты, которые знают о своей проблеме и уже ищут решение, в отличие от противовирусных препаратов, о которых мы писали ранее. Поэтому и рекламные кампании будут не такими масштабными.
Разнообразия в ключах нет, все бренды настраивались в основном на 2 группы. В этот раз обошлись без креатива и сложных формулировок:
-
72,3% — название препарата;
-
26,5% — название препарата конкурента;
-
1,2% — другие ключи.
В 64% случаев рекламные объявления ведут пользователей на сайт аптеки, в остальных — на страницу препарата. Когда дело касается первого, то сложно понять кто именно настроил рекламу, так как она выгодна и аптекам, и производителю лекарства.
Нередко в тексте объявления встречаются скидки и промокоды, а также инструкции к применению препарата.
Таргетированная реклама
Её ведут лишь 4 бренда из 22. В основном используется площадка ВКонтакте. В свете последних событий так и будет дальше. Данные представлены за последние 2 года.
В креативах чаще всего встречаются статичные баннеры и карусели, но нашлось место и для GIF и видеоформатов. Объявления нередко нацелены на родителей, чьи дети страдают от аллергии.
Но один бренд всё же решил покреативить и использовал в своей кампании образ Michael Jackson и песню Thriller. Да-да, ту самую, кстати образ артиста выбрали как в клипе.
Блогеры
Пока мы писали эту статью, Instagram* стал экстремистской организацией, а российский TikTok отрезали от всего мира, что говорит о том, насколько гибким должен быть маркетинг, тем более в фармацевтике. Но если Instagram* теперь официально под блокировкой властей, то в TikTok ещё можно выложить ролики и собрать охваты.
Мы искали публикации у инфлюенсеров в Instagram* и TikTok с помощью брендированных хэштегов ещё до того, как эти площадки заблокировали в РФ. 3 бренда из 22 активно прибегают к помощи блогеров в рекламе своего продукта.
Чтобы привлечь внимание пользователей, инфлюенсеры используют сторителлинг из личной жизни, делают акцент на то, что лекарство подходит для детей (если это так), советуют попробовать препарат в деле, предлагают скидку по промокоду в онлайн-аптеках.
Так показывают себя блогеры в Instagram*. А вот TikTok пока открытый рынок. На площадке редко встречается реклама лекарств, а значит конкуренция меньше, чем в Instagram*.
У Tesla Target есть опыт в продвижении антигистаминных препаратов через блогеров в TikTok. За 3 публикации мы получили охват 5 642 800, а СРМ по 26 рублей. Это дёшево в сравнении с Instagram*, где эта цифра была в районе 500–800 рублей.
В своей стратегии мы взяли вектор на познавательный контент: инфлюенсеры рассказывали о своей проблеме, что можно сдать тест на аллергены и советовали препарат. Клиент остался доволен, а мы ещё раз прокачали скиллы в сотрудничестве с блогерами.
Советуем также присмотреться к посевам в сообществах российских соцсетей: ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
ВКонтакте сейчас делает всё, чтобы блогеры переходили на их площадку. Про то, какие форматы будут заходить, а какие нет, с уверенностью сказать нельзя. Мы предполагаем, что будут работать такие же законы, что и в Instagram*.
Тренды на 2022
Они общие, но не сто́ит забывать, что на рекламную кампанию может повлиять любое событие и важно уметь к нему адаптироваться. Даже такой стабильный и предсказуемый рынок как фармацевтика потрясают внешние события. Сначала это была пандемия, которая заставила всех пересмотреть бюджеты в сторону диджитала и добавить в креативы лозунги «оставайтесь дома». Теперь мы осознали, что и политические реалии могут в корне изменить работу с соцсетями.
Поэтому мы подготовили для вас подборку трендов на 2022 год, надеемся, что ничто не помешает осуществить задуманное.
1. Больше креатива
Многие объявления и публикации мало чем отличаются. Это ваш шанс выделиться среди конкурентов и заявить о бренде. Помните: хорошую и интересную идею обсуждают долго, а ролики могут завируситься и принести много бесплатного охвата. Но не забывайте соблюдать баланс: КРЕАТИВ + РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЦА.
В первую очередь нужно понимать, насколько реклама понятна и решает ли она поставленные задачи. Если эти пункты выполняются, то добавляйте больше творчества и старайтесь выделиться среди конкурентов. Но всегда держите в голове цель рекламы! Не делайте креатив ради креатива.
2. Адаптируйте рекламные каналы
Площадок и каналов много. На каждой своя аудитория и алгоритмы продвижения. В сложившейся ситуации сто́ит вести рекламу сразу на нескольких каналах. В случае блокировки каких-то ресурсов вы сможете быстро оптимизировать бюджеты и масштабировать кампанию.
В таргете советуем присмотреться к ВКонтакте и myTarget. После ограничения площадок Meta* это единственный выход для бизнеса. Расскажем о преимуществах ВКонтакте:
-
возможность делать точечную настройку практически на 100% базу (в Instagram* — только на широкую аудиторию);
-
можно выстраивать крутые воронки;
-
доступно больше стратегий;
-
обширный ретаргетинг.
Следите за настройками кампании. Изменения могут произойти очень резко и далеко не всегда в лучшую сторону.
Распределите трафик на несколько площадок и переведите туда аудиторию.
Начните разбираться в рекламных инструментах других площадок, чтобы в случае необходимости использовать их.
3. Российские соцсети — островок стабильности в этом году
Присмотритесь к отечественным площадкам: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram. Но не сто́ит бросаться сразу на всё и заводить страницы везде. Первый шаг — анализ целевой аудитории, это самое важное.
Присмотритесь к посевам в сообществах ВКонтакте и Telegram-каналах. В этом случае сложнее оценивать % наличия непосредственно вашей ЦА среди аудитории сообщества по сравнению с Instagram* и блогерами, однако протестировать инструмент сто́ит. С помощью публикации брендированных постов в контенте релевантных сообществ вы сможете рассказать о скидках и акциях на препарат, запускаемых спецпроектах или упомянуть своё лекарство от аллергии в контексте полезного поста.
ВКонтакте уже объявили о запуске программы по поддержке инфлюенсеров. Насколько охотно блогеры будут работать в соцсети — ещё не известно, но приток пользователей обеспечен. А это новый канал коммуникации для бренда.
4. Яндекс Дзен
Да, это площадка живее всех живых и неплохо монетизируется. Как она может быть полезна брендам:
-
создайте авторский блог от лица препарата или фармацевтической компании. Помните, что важно давать пользу аудитории;
-
запустите свою статью в рекламу на площадке;
-
сделайте нативную рекламу в блоге другого автора.
В Дзене нами замечены блоги 3 из 22 исследованных препаратов, так что торопитесь, пока конкуренция невысока.
5. Online Reputation Management (ORM)
ORM не теряла актуальности, но говорить об этом стали заметно меньше. Обработка комментариев и упоминаний пользователей о препарате на сайтах аптек, форумах и в соцсетях — то, на чём выстраивается репутация бренда и лояльность покупателей.
Сейчас, когда таргетированная реклама в сети Meta*, блогеры в Instagram* и TikTok, контекст в Google под частичной блокировкой, люди продолжают искать и изучать информацию. Возможно, что они предпочтут чужой препарат, потому что у него больше звёздочек на маркетплейсе OZON за красивую упаковку. Обращайте внимание на репутационный фон вокруг бренда и оперативно обрабатывайте обратную связь от покупателей. Даже если препарат им не помог по какой-либо причине, важно показать всем остальным, кто увидел этот комментарий, что вы заботитесь о своих покупателях.
На что обратить внимание в 2022 году при продвижении антигистаминных препаратов
-
Добавляйте больше творчества в свои объявления, но не забывайте про решение проблем ЦА. Не делайте креатив ради креатива.
-
Адаптируйте рекламные каналы. Не сто́ит направлять весь бюджет на одну площадку, даже если она хорошо работает. Всегда надо иметь план Б, и нынешняя реальность нам это доказала.
-
Присмотритесь к российским соцсетям: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram и Яндекс.Дзен. Их точно не заблокируют, по крайней мере в ближайшем будущем.
-
Не забывайте обрабатывать возражения покупателей: отзывы, комментарии, сообщения на форумах, статьи и посты с упоминанием препарата. Это поможет увеличить лояльность пользователей.
Да, сейчас сложно делать выводы на год вперёд, но мы попытались. Исключили большинство рисков и готовы работать. Нельзя опускать руки, надо адаптироваться. Мы в Tesla Target особо не переживаем, ведь нам остались ВКонтакте, Яндекс, Одноклассники и Telegram.
Хотите получить такой же анализ по своей группе препаратов? Оставляйте заявку на нашем сайте. Также рекомендуем изучить аналитическое исследование по противовирусным препаратам. Там не менее интересно.
*Организация Meta и ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими на территории РФ.