Компания «Медицинские информационные решения», разработчик приложения для медработников «Справочник врача», дважды исследовала отношение своих пользователей к медицинскому блогингу. Сегодня мы проведём сравнительный анализ мнений медицинского сообщества о блогинге в октябре–ноябре 2021 года и после февраля 2022 года.
Эти данные могут помочь маркетологам точечно планировать коммуникационные кампании фармацевтических брендов. Информация пригодится школам и курсам по личному бренду врача — опрос демонстрирует потребности и ожидания будущих медицинских блогеров.
В первом опросе приняли участие больше медработников, чем во втором: 3401 и 3133 человек соответственно. Из них: 2993 (2158) — врачи-специалисты и 408 (296) — представители среднего медицинского персонала. Общая база «Справочника врача» по России насчитывает 590 тысяч врачей. Полный отчёт с результатами первого исследования здесь.
Что показали два опроса
Женщины-врачи активнее в социальных сетях
По результатам первого опроса, типичный врач в рунете — дама (54%) до сорока лет (средний возраст — 37 лет), работает в государственной больнице (73% опрошенных). Данные второго исследования схожи: в медицине по-прежнему преобладают женщины (56,9%) в возрасте 35 лет в среднем, работающие в муниципальных ЛПУ (74%).
Медработники заинтересованы в выходе на интернет-площадки в качестве блогеров
До февральских событий врачи относились к блогерству нейтрально или положительно (91%). После доля тех, кто позитивно оценивает блогерскую врачебную деятельность, снизилась до 88%. При этом тех врачей, кто лично знаком с медблогерами, стало больше (58% и 62% опрошенных соответственно). Профессиональный аккаунт врач в России обычно не ведёт — такой ответ участники давали во время исследований.
Самой перспективной платформой стал Telegram
Среди наиболее выгодных площадок для собственной блогерской реализации врачи в вопросе с множественным вариантом ответа называют:
-
Telegram (56,5%);
-
Instagram* (43%);
-
YouTube (41,4%)
-
ВКонтакте (38,5%).
Ранее безусловным лидером был Инстаграм* (52%).
Переход медицинских блогеров в другие социальные сети связан с отсутствием таргетированной рекламы в соцсетях Instagram* и Facebook*, принадлежащих Meta*.
Также возможная причина — особенности некоторых медицинских постов. Часто это лонгриды, не вписывающиеся в привычный формат публикаций в Инстаграме*. Телеграм и ВКонтакте дают возможность размещать большие тексты с адекватным числом просмотров и прочтений.
Сохранение блогерской активности в Инстаграме* можно объяснить привычной аудиторией. Инстаблогеры* ориентируются на читателей, активных в сториз и смотрящих рилсы. Их контент не получает столько же откликов в других соцсетях. Сейчас продвижение в Инстаграме* идёт за счёт рекламы и участия в гивах у крупных блогеров, а также за счёт вирусных тем и видео.
Выбор YouTube среди медицинских блогеров можно объяснить возросшей популярностью платформы ввиду блокировки соцсетей Meta*. Также YouTube позволяет монетизировать аккаунт, если зрители пользуются VPN-сервисами. Либо использовать свой видеоблог как площадку для рекламы. Преимуществами YouTube можно назвать возможность вести стримы и неограниченную по времени продолжительность роликов.
Изменилась основная причина вести профессиональный блог
До февраля 2022 главной мотивацией к блогингу врачи называли увеличение дохода и рост экспертности. Сейчас докторов по-прежнему привлекает возможность заработать за счёт увеличения потока пациентов, сменить место работы. Однако в первую очередь они указывают причиной развитие личного бренда.
Важная мотивация для ведения блога — просвещение пациентов
И до, и после весны 2022 врачи хотят популяризировать свой личный бренд специалиста. Сравнимое количество респондентов видят блогинг как возможность повышать уровень медицинской грамотности населения для лучшего комплаенса между медработниками и пациентами. Это позволит быстрее прийти к партнёрской модели взаимодействия с больными как самой эффективной. А ещё уменьшит непонимание и тревогу у людей, поможет избежать стигматизации некоторых заболеваний.
Основной страх — стать проводником недостоверной информации
Первый опрос показал отсутствие у докторов понимания как вести соцсети и в целом необходимости этих навыков. По мнению большинства врачей максимальная сумма вложений в обучение блогерству не должна превышать 10 тысяч рублей.
Основной страх, выявленный при повторном исследовании, не изменился: это реклама сомнительного содержания и трансляция недостоверной информации в целом. В лидерах ответов также было опасение, что врач может отрицательно воздействовать на репутацию других докторов. Цифры по обучению блогерской деятельности сопоставимы с первым опросом.
Лояльность врачей к рекламе можно повысить благодаря достоверной информации о продукте
Отношение врачей к рекламе препаратов и БАД у других медблогеров согласно данным первого опроса зависело от подачи (53%). Доля ответивших так же во втором исследовании немного меньше (51%). Большинство врачей в обоих опросах отметили, что желания давать такую информацию в своём аккаунте нет.
Негативный настрой к рекламе незначительно вырос: сначала так ответили 36%, а затем уже 41% докторов. Вероятная причина — возросшее количество упоминаний средств с недоказанной эффективностью либо неверная маркетинговая стратегия.
Политическая ситуация не влияет на стремление стать блогером. Меняется только платформа
В целом, отношение к врачебному блогингу после февраля 2022 года не изменилось: 44,9% не планировали вести блоги в любом случае, а 40,8% пока не определились со своими взглядами. В использовании VPN-сервисов признались 48,6% респондентов-врачей, но лишь 4,8% из них делают это для ведения собственных социальных сетей; остальные обходят блокировки чтобы смотреть контент других блогеров.
Средние медицинские работники тоже хотят вести профессиональные блоги
В первоначальном исследовании преобладали женщины (59%) до сорока лет (средний возраст 38), работающие в государственных учреждениях (86%). При повторном опросе доля женщин уменьшилась до 54,1%, как и возраст (в среднем — 31 год). Количество трудящихся в больницах практически не изменилось (85,5).
В первом опросе до 10% среднего медицинского персонала планировали начать блогерскую деятельность, обучаться этому (44%) и монетизировать знания с помощью рекламы (28%). После февральских событий сохраняют желание начать вести блоги только 7,1%; обучаться — почти такое же количество (40%). Примечательно, что доля желающих монетизировать знания с помощью рекламы выросла до 31,1%.
Главными причинами начать вести профессиональный аккаунт специалисты называли просветительскую деятельность, дополнительный заработок, построение личного бренда и саморазвитие.
Во втором опросе причины, в целом, сохранились, однако значительная часть ответивших (45,8%) назвали блогинг своим новым хобби.
Минусами ведения блога и до, и после событий февраля 2022 года медработники видят: отрыв от клинической работы, распространение сомнительной информации, в том числе, рекламы, трансляция некомпетентного мнения. Любопытно, что во втором исследовании средний медперсонал указал одним из ведущих минусов отрицательное воздействие на репутацию других медработников (39,9%).
CEO, основатель приложения «Справочник врача»
Основные выводы двух исследований
-
Медицинские работники хотят быть блогерами, но пока имеют недостаточно знаний в этой области.
-
Обучение блогингу медработников должно акцентировать внимание в первую очередь на возможности саморазвития, и лишь затем на получении дохода.
-
Врачи и средний медперсонал желают монетизировать блог при помощи коллабораций с фармацевтическими фирмами.
-
Медицинские работники считают профессиональный аккаунт удобным инструментом для саморазвития, просвещения пациентов и донесения до них современных знаний.
-
Лучшими площадками для продвижения сегодня медицинские специалисты считают Telegram, Instagram*, YouTube и ВКонтакте.