Рассказывает Кожевина Анна, аккаунт-директор scrum-студии «Сибирикс».
«Амурфармация» — крупная аптечная сеть в Приморье, в которую входит более 70 аптек в различных населённых пунктах. Заказчику нужен был сайт, зайдя на который житель региона мог заказать нужные препараты с учётом наличия, стоимости и текущих акций в ближайших точках продаж сети без необходимости скачивать и устанавливать отдельное приложение.
Мы решили создать сайт, не похожий на традиционные офлайн- или онлайн-аптеки. Для этого проработали основные сценарии «похода» за лекарствами, определили самые частые проблемы, с которыми сталкиваются люди при покупке и реализовали это всё в новом сайте «Амурфармации».
Формулируем задачу
Ассортимент аптечных товаров постоянно расширяется, и важно было не превратить сайт в унылое подобие стеклянных шкафов, заставленных яркими упаковками с похожими названиями. Мы сформулировали задачу «сделать аптеку для повседневной жизни». Первым шагом стал дизайн. Экраны интернет-аптеки мы выполнили в светло-пастельных тонах, чтобы максимально дистанцироваться от офлайн-аптек.
Нам нужно было максимально компактно разместить на главной странице как можно больше разноплановой информации, при этом не «перегрузив» клиентов. Чтобы коммуникационные сообщения легче воспринимались, мы оставили всего один промоблок, но разделили его на три независимые части:
Персонализируем варианты выбора
В логике и структуре сайта мы реализовали идею «любимой аптеки». Пользователь может указать конкретную торговую точку сети, которая ему удобна, например, расположена ближе к дому. В каталоге, в корзине, в списке аптек — везде он будет видеть на первых позициях то, что есть в наличии в «любимой» точке продаж. При оформлении заказа точка будет предлагаться первой, а остальные при выборе расположатся по мере удалённости от неё. Благодаря этому пользователи всегда видят самые удобные и доступные варианты и предложения.
Собираем аптечки
Идея этого раздела сформировалась ещё на этапе сбора требований, когда мы обсуждали жизненные ситуации, которые приводят посетителей в аптеку. Характерные наборы лекарственных средств нужны в самых разных ситуациях.
Мы подготовили типовые наборы (аптечки) для разных случаев. Покупатель может или приобрести готовый набор, или собрать собственную аптечку, опираясь на предложенные нами варианты. Ведь намного проще в один клик оформить заказ на целый список препаратов, чем собирать аптечку вручную, выискивая лекарства в каталоге.
Расшифровываем рецепт по фото
Тема специфического почерка врачей забавна, пока сам не оказываешься в ситуации «смотрю в листок и ничего не понимаю». Мы решили эту проблему, организовав сервис по расшифровке. Посетитель может сфотографировать и загрузить рецепт на сайт, после чего получить «расшифрованное послание». Расшифровкой занимаются специалисты — врачи или фармацевты, уже привыкшие разбирать врачебные «письмена».
Выпускаем бонусного кота на свободу
Бонусные, клубные, премиальные — количество пластиковых карт у современного активного покупателя просто огромное. Но большинство из них представляет из себя «кота в мешке» — узнать, какая там скидка или какой бонус можно чаще всего только на кассе.
Мы сделали бонусную систему в личном кабинете: доступные баллы и история начисления легко находятся в соответствующем разделе, а в карточке товара сразу видно, сколько бонусов получит клиент при покупке.
Консультант не требуется? Подбор аналогов
В офлайн-аптеках при отсутствии нужного лекарства фармацевт-провизор практически всегда поможет подобрать аналог. В онлайн-аптеках подобной возможности чаще всего нет. По крайней мере, у конкурентов мы её не нашли.
Чтобы пользователю не пришлось бежать в обычную аптеку или доверять советам из интернета, мы создали на сайте подбор аналогов при оформлении заказа. Для пользователя это выглядит как выбор одного из предлагаемых вариантов.
Упрощаем оформление доставки
Онлайн-продажа подразумевает доставку товара по адресу, указанному покупателем. Но в аптечном бизнесе недостаточно определиться со службой доставки (например, от Яндекса) и интегрироваться с ней. Пользователь может выбрать одновременно как разрешённые к онлайн-продаже препараты, так и те, которые в большинстве регионов России можно приобрести только офлайн, например, рецептурные средства.
Чтобы клиентам не приходилось отменять заказы и пересобирать корзину заново, мы делим товары на доступные и недоступные к доставке. Если в заказе есть запрещённые к онлайн-заказу препараты, при оформлении пользователю предлагается выбор: либо самовывоз и оплата на месте, либо разделение заказа на 2 части. Препараты, которые можно заказать онлайн и с доставкой, принесёт курьер, а за остальными придётся заехать лично.
В очереди должны стоять не клиенты, а запросы
Цены на товары, текущие остатки и акции для разных городов и даже отдельных аптек отличаются друг от друга. Для того, чтобы на сайте всегда была актуальная информация, мы выполнили интеграцию с внутренней ERP-системой заказчика.
Поскольку точек продаж в аптечной сети клиента много, для получения и обработки всей необходимой информации нужно большое количество запросов. Сервер обращается к каждой торговой точке, чтобы выяснить наличие препаратов и тому подобное. Большое количество одновременных запросов и ответов может замедлить загрузку страницы. Мы обеспечили ровный и быстрый обмен данными между ERP в каждой аптеке и сайтом с помощью дополнительного сервера очередей Rabbit.
Поиск, каким он должен быть
Для того, чтобы сделать поиск максимально удобным для пользователей, мы добавили в него:
-
автокоррекцию раскладки, если пользователь забыл переключить язык;
-
учёт и исправление ошибок и опечаток;
-
полноценный смарт-фильтр на странице результатов поиска;
-
сортировку, каталог категорий и подсказки по поиску, которые помогают пользователю понять, что делать дальше;
-
возможность добавить товар в корзину прямо из строки поиска.
Время вспомнить о сотрудниках
Сайтом пользуются не только клиенты, но и специалисты в аптеках и колл-центре — те, кто принимает и обрабатывает заказы. Для них мы завели отдельную категорию пользователей «операторы» и проработали дополнительные сценарии оформления заказа, чтобы процесс для сотрудников был так же удобен, как и для клиентов.
Пришлось доработать логику оформления заказа, чтобы оператор мог завершить его на любом этапе. Теперь дружелюбный интерфейс делает работу сотрудников легче и повышает их производительность.
Чем нам запомнился этот проект
Нестандартный «аптечный» дизайн.
Интересные идеи заказчика с «любимой аптекой», подбором аналогов при оформлении заказа, готовые аптечки из товаров каталога.
Интеграция «всё из одного котла»: товары, цены, заказы, остатки, бонусы.
Интеграция с реестром лекарственных средств, который отдаёт подробную информацию для каждого товара: описание, характеристики, инструкцию.
Внедрение сервера очередей для сайта онлайн-аптеки.
Нетривиальные настройки каталога — фильтры и сортировки.
Поиск на Elastic, страница выдачи результатов поиска с умным фильтром и авто-подсказками.
Универсальный подход к дизайну и вёрстке — на мобильных устройствах сайт выглядит как полноценное приложение.