Клиники стали терять больше заявок, WhatsApp победил чаты. Исследование 2024
на главную спецпроекта
Digital Generation
Digital Generation
Клиники стали терять больше заявок, WhatsApp победил чаты. Исследование 2024

Делимся выводами масштабного исследования обращений клиентов.

E-mail
Телефон
Имя
CAPTCHA

Команда Callibri ежегодно изучает обращения клиентов — это помогает понять изменения в поведении аудитории, изучить тренды и дать рекомендации. В этом тексте найдёте итоги исследования медицинской сферы.

В выборке больше 1,3 миллиона обращений из 577 проектов за первые шесть месяцев 2024 года: медицинские центры и клиники, стоматологии, десятки аптек и оптик.

  • Какие каналы сейчас предпочитают пациенты.

  • Сколько заявок медицинский бизнес теряет и по какой причине.

  • Как меняется поведение аудитории.

Бонусом советы, которые помогут привлечь больше пациентов и нарастить базу контактов.

Устройства: десктоп остался позади

Увеличивается разрыв между мобильным и десктопным трафиком. За год десктоп потерял больше 10% трафика — сейчас доля смартфонов составляет 71% против 60,7% в 2023 году.

Людям неудобно изучать сайты клиник с рабочих компьютеров — проще в любой момент открыть телефон и записаться на приём.
Бизнес должен ответить на это всеми способами.

  • Настроить и проверить мобильную верстку со всех экранов — сайт должен быстро загружаться, а виджеты — не мешать изучать контент.

  • Подключить чат на сайт — клиент сможет записаться в любое время без звонка.

  • Настроить бесшовный переход в мессенджеры — чтобы сохранить контакт после закрытия сайта.

Смартфоны отбирают аудиторию не только у компьютеров, но и у планшетов, чья доля упала с 3,8% до 1,7%. Через пару лет доля планшетов сравнится с телевизорами.

  • SmartTV — 42 обращения.

Нужно точно определять все источники трафика, чтобы не потерять ни одной заявки — их оставляют даже с телевизоров.

Пациенты пишут чаще всего с 11:00 до 12:00, но надо быть на связи всегда

За год пик активности сместился на один час, сейчас это промежуток с 11:00 до 12:00.

Активный поток заявок начинается с 7 утра и снижается ближе к ночи, но это не значит, что надо закрывать запись после 23:00. Здоровье не знает выходных и праздников, помощь может понадобиться в любой момент. Другое наше исследование показывает, что ночью клиники практически не работают — записаться получается в 1 из 30 случаев.

Не пренебрегайте ночными обращениями — высокий чек на медицинские услуги точно окупит если не сотрудника, то инструменты автоматизации.

Обращения по дням недели: в понедельник больше всего обращений

Медицинский бизнес получает больше всего заявок в понедельник — и у этого есть причина, которую раскроем ниже. По дням недели:

  • понедельник — 19,2%;
  • вторник — 17,4%;
  • среда — 16%;
  • четверг — 15,4%;
  • пятница — 14,5%;
  • суббота — 9,8%;
  • воскресенье — 7,8%.

К выходным поток заявок падает в два раза, но не потому что после пятницы у всех резко улучшается здоровье. Есть конкретные причины.

  • В выходные в клиники не дозвониться.

  • Чаты выключены, либо там нет дежурного оператора.

Если проблема не срочная, пациенты ждут понедельника, чтобы позвонить или написать с уверенностью, что им ответят — бизнес получает всплеск заявок в первый рабочий день недели.

Как сохранить всех пациентов и выровнять поток заявок.

  • Распределите нагрузку менеджеров в пиковые часы активности.

  • Автоматизируйте FAQ, сбор заявок и любые другие рутинные задачи с помощью чат-бота, он же примет заявки ночью.

  • Форма заявки и обратный звонок сохранят контакт, если некому ответить.

Каналы коммуникации: WhatsApp эффективнее чатов

68,7% людей звонят, чтобы записаться, потому что им нужна быстрая консультация и гарантия ответа, которой нет в чате, обратном звонке или форме заявки — это большая точка роста в сфере.

WhatsApp — второй по популярности канал связи, который за год вырос в два раза: с 5,2% до 10,8%. Почему?

  • Это самый привычный канал для сферы, многие размещают кнопку мессенджера на сайте по умолчанию.

  • ЦА клиник состоит в основном из женщин 35–44 лет — им удобно написать в WhatsApp.

  • Клиника сохранит контакт на будущее.

Зелёный мессенджер опередил чат на сайте и форму заявки, доли которых — 9,5% и 8% соответственно.

Базы email-рассылок выжжены, всего 336 обращений, это меньше 0,1%.

Из Telegram на 10 000 обращений больше, чем из ВКонтакте

WhatsApp забирает 81,2% обращений в мессенджерах и соцсетях, за ним следуют остальные:

  • Телеграм — 11,2%;
  • ВКонтакте — 5,2%;
  • Viber — 2,5%.

0,1% людей напишут в Одноклассниках, но даже это лучше, чем результаты чата Авито — всего 82 обращения.

Люди могут найти вас на Авито, но они считают, что надёжнее перейти на сайт и обратиться напрямую через удобный для себя канал.

Заявки из запрещённых соцсетей практически исчезли, людям неудобно записываться к врачу со включённым VPN.

Выводы.

  • Подключите WhatsApp Бизнес, чтобы повысить надёжность в глазах пациентов.

  • Настройте агрегатор мессенджеров, чтобы бесшовно отвечать во всех текстовых каналах.

  • Отслеживайте все источники звонков, чтобы корректировать рекламные кампании и знать, какие размещения приводят больше пациентов.

Органика победила рекламу

Основной трафик в медицинской сфере — органический, 53,3%. Второе место занимает реклама — 31,7%. Напрямую сайт открывает 7,1% людей, 5.2% пациентов придет из других площадок, 2% — внутренние переходы.

Почему органика, а не реклама? Часто медицинские услуги требуются срочно, поэтому паттерн поведения такой:

У меня что-то заболело — набрал запрос в поисковике — оставил заявку.

Здесь очень хорошо помогут SEO и контент-маркетинг. Если у вас есть блог с полезными статьями о здоровье, которые понятным языком, быстро и ёмко расскажут о лечении — получите преимущество. Особенно если подкрепите это рекламой, увяжите всё в единую последовательную цепочку.

В медицинской сфере огромную роль играют онлайн-карты. 2ГИС и Яндекс Карты доминируют среди всех сторонних сервисов — 71,7% и 25,2% соответственно. Остальное делят:

  • ПроДокторов — 2,1%;
  • Авито — 0,5%;
  • Zoon.ru — 0,5%.

Люди ищут хорошую клинику рядом с домом или работой, сверяются с отзывами, а потом уже оставляют заявку

Выводы.

  • Займитесь SEO-оптимизацией сайта, чтобы улучшить позиции в поисковых системах.

  • Грамотно оформите карточки в геосервисах и подключите Яндекс Бизнес, чтобы получить дополнительное место в поисковой выдаче онлайн-карт.

  • Займитесь контент-маркетингом, чтобы подтвердить свою экспертность, получить ссылки на внешних площадках и больше веса в поиске.

  • Наладьте работу с отзывами — людям важно мнение существующих пациентов.

  • Много обращений без меток — это могут быть офлайн-размещения, но точно никто не знает, откуда пришли эти клиенты. Чтобы закрыть эти белые пятна, нужна качественная аналитика.

Пропущенные: клиники стали терять больше пациентов

В 2023 году средний процент пропущенных заявок составил 17%, в этом году ситуация ухудшилась: до 21,5% обращений осталось без ответа. По месяцам:

  • январь — 20,9%;
  • февраль — 21,5%;
  • март — 20,8%;
  • апрель — 19,5%;
  • май — 20,1%;
  • июнь — 19,9%.

Зато улучшилась ситуация с чатами, в прошлом году в ≈15% переписок пациенту не отвечали, в 2024 году без ответа остаётся ≈10,5% чатов.

Тенденция положительная, нужно улучшить показатели, тогда клиники смогут получить больше пациентов без увеличения бюджета на рекламу.

Люди одновременно пишут в несколько понравившихся клиник. Кто первый ответил — получает лид.

В идеале нужно отвечать за 1–2 минуты, больше 10 минут ждут только если целенаправленно хотят записаться к вам.

Хуже всего обрабатывают обратные звонки — до 35% колбеков игнорируют. В 2023 году средний процент пропущенных обратных звонков составлял 15%.

Клиент сам попросил звонок и оставил свой номер телефона в форме на сайте. Потеря пациента в этой ситуациии — вина клиники и никого больше

Выводы.

  • Клиники стали упускать больше пациентов. Установите строгие KPI по скорости обработки заявок.

  • Если операторы не справляются с потоком заявок — подключите чат-бот.

  • Автоматизируйте все рутинные действия операторов с помощью ботов и квизов: FAQ, поддержку и сбор обратной связи.

Основное

  • Медицина — сфера, где преобладает органический трафик, и нужно укреплять позиции, чтобы оставаться конкурентоспособным.

  • Клиенты ищут клиники и аптеки рядом с собой, качественная работа с геосервисами — обязательный минимум.

  • Найдите способ улучшить качество обработки заявок, это повысит число записей и продажи.

  • Работайте с отзывами, чтобы повысить надёжность в глазах пациентов.

  • Ночь и выходные — точка роста для всей сферы. Автоматизируйте сбор заявок, если нет ресурсов на дежурного оператора.