Команда Callibri ежегодно изучает обращения клиентов — это помогает понять изменения в поведении аудитории, изучить тренды и дать рекомендации. В этом тексте найдёте итоги исследования медицинской сферы.
В выборке больше 1,3 миллиона обращений из 577 проектов за первые шесть месяцев 2024 года: медицинские центры и клиники, стоматологии, десятки аптек и оптик.
-
Какие каналы сейчас предпочитают пациенты.
-
Сколько заявок медицинский бизнес теряет и по какой причине.
-
Как меняется поведение аудитории.
Бонусом советы, которые помогут привлечь больше пациентов и нарастить базу контактов.
Устройства: десктоп остался позади
Увеличивается разрыв между мобильным и десктопным трафиком. За год десктоп потерял больше 10% трафика — сейчас доля смартфонов составляет 71% против 60,7% в 2023 году.
-
Настроить и проверить мобильную верстку со всех экранов — сайт должен быстро загружаться, а виджеты — не мешать изучать контент.
-
Подключить чат на сайт — клиент сможет записаться в любое время без звонка.
-
Настроить бесшовный переход в мессенджеры — чтобы сохранить контакт после закрытия сайта.
Смартфоны отбирают аудиторию не только у компьютеров, но и у планшетов, чья доля упала с 3,8% до 1,7%. Через пару лет доля планшетов сравнится с телевизорами.
- SmartTV — 42 обращения.
Пациенты пишут чаще всего с 11:00 до 12:00, но надо быть на связи всегда
За год пик активности сместился на один час, сейчас это промежуток с 11:00 до 12:00.
Активный поток заявок начинается с 7 утра и снижается ближе к ночи, но это не значит, что надо закрывать запись после 23:00. Здоровье не знает выходных и праздников, помощь может понадобиться в любой момент. Другое наше исследование показывает, что ночью клиники практически не работают — записаться получается в 1 из 30 случаев.
Обращения по дням недели: в понедельник больше всего обращений
Медицинский бизнес получает больше всего заявок в понедельник — и у этого есть причина, которую раскроем ниже. По дням недели:
- понедельник — 19,2%;
- вторник — 17,4%;
- среда — 16%;
- четверг — 15,4%;
- пятница — 14,5%;
- суббота — 9,8%;
- воскресенье — 7,8%.
К выходным поток заявок падает в два раза, но не потому что после пятницы у всех резко улучшается здоровье. Есть конкретные причины.
-
В выходные в клиники не дозвониться.
-
Чаты выключены, либо там нет дежурного оператора.
Как сохранить всех пациентов и выровнять поток заявок.
-
Распределите нагрузку менеджеров в пиковые часы активности.
-
Автоматизируйте FAQ, сбор заявок и любые другие рутинные задачи с помощью чат-бота, он же примет заявки ночью.
-
Форма заявки и обратный звонок сохранят контакт, если некому ответить.
Каналы коммуникации: WhatsApp эффективнее чатов
68,7% людей звонят, чтобы записаться, потому что им нужна быстрая консультация и гарантия ответа, которой нет в чате, обратном звонке или форме заявки — это большая точка роста в сфере.
WhatsApp — второй по популярности канал связи, который за год вырос в два раза: с 5,2% до 10,8%. Почему?
-
Это самый привычный канал для сферы, многие размещают кнопку мессенджера на сайте по умолчанию.
-
ЦА клиник состоит в основном из женщин 35–44 лет — им удобно написать в WhatsApp.
-
Клиника сохранит контакт на будущее.
Зелёный мессенджер опередил чат на сайте и форму заявки, доли которых — 9,5% и 8% соответственно.
Базы email-рассылок выжжены, всего 336 обращений, это меньше 0,1%.
Из Telegram на 10 000 обращений больше, чем из ВКонтакте
WhatsApp забирает 81,2% обращений в мессенджерах и соцсетях, за ним следуют остальные:
- Телеграм — 11,2%;
- ВКонтакте — 5,2%;
- Viber — 2,5%.
0,1% людей напишут в Одноклассниках, но даже это лучше, чем результаты чата Авито — всего 82 обращения.
Заявки из запрещённых соцсетей практически исчезли, людям неудобно записываться к врачу со включённым VPN.
Выводы.
-
Подключите WhatsApp Бизнес, чтобы повысить надёжность в глазах пациентов.
-
Настройте агрегатор мессенджеров, чтобы бесшовно отвечать во всех текстовых каналах.
-
Отслеживайте все источники звонков, чтобы корректировать рекламные кампании и знать, какие размещения приводят больше пациентов.
Органика победила рекламу
Основной трафик в медицинской сфере — органический, 53,3%. Второе место занимает реклама — 31,7%. Напрямую сайт открывает 7,1% людей, 5.2% пациентов придет из других площадок, 2% — внутренние переходы.
Почему органика, а не реклама? Часто медицинские услуги требуются срочно, поэтому паттерн поведения такой:
Здесь очень хорошо помогут SEO и контент-маркетинг. Если у вас есть блог с полезными статьями о здоровье, которые понятным языком, быстро и ёмко расскажут о лечении — получите преимущество. Особенно если подкрепите это рекламой, увяжите всё в единую последовательную цепочку.
В медицинской сфере огромную роль играют онлайн-карты. 2ГИС и Яндекс Карты доминируют среди всех сторонних сервисов — 71,7% и 25,2% соответственно. Остальное делят:
- ПроДокторов — 2,1%;
- Авито — 0,5%;
- Zoon.ru — 0,5%.
Выводы.
-
Займитесь SEO-оптимизацией сайта, чтобы улучшить позиции в поисковых системах.
-
Грамотно оформите карточки в геосервисах и подключите Яндекс Бизнес, чтобы получить дополнительное место в поисковой выдаче онлайн-карт.
-
Займитесь контент-маркетингом, чтобы подтвердить свою экспертность, получить ссылки на внешних площадках и больше веса в поиске.
-
Наладьте работу с отзывами — людям важно мнение существующих пациентов.
-
Много обращений без меток — это могут быть офлайн-размещения, но точно никто не знает, откуда пришли эти клиенты. Чтобы закрыть эти белые пятна, нужна качественная аналитика.
Пропущенные: клиники стали терять больше пациентов
В 2023 году средний процент пропущенных заявок составил 17%, в этом году ситуация ухудшилась: до 21,5% обращений осталось без ответа. По месяцам:
- январь — 20,9%;
- февраль — 21,5%;
- март — 20,8%;
- апрель — 19,5%;
- май — 20,1%;
- июнь — 19,9%.
Зато улучшилась ситуация с чатами, в прошлом году в ≈15% переписок пациенту не отвечали, в 2024 году без ответа остаётся ≈10,5% чатов.
Тенденция положительная, нужно улучшить показатели, тогда клиники смогут получить больше пациентов без увеличения бюджета на рекламу.
В идеале нужно отвечать за 1–2 минуты, больше 10 минут ждут только если целенаправленно хотят записаться к вам.
Хуже всего обрабатывают обратные звонки — до 35% колбеков игнорируют. В 2023 году средний процент пропущенных обратных звонков составлял 15%.
Выводы.
-
Клиники стали упускать больше пациентов. Установите строгие KPI по скорости обработки заявок.
-
Если операторы не справляются с потоком заявок — подключите чат-бот.
-
Автоматизируйте все рутинные действия операторов с помощью ботов и квизов: FAQ, поддержку и сбор обратной связи.
Основное
-
Медицина — сфера, где преобладает органический трафик, и нужно укреплять позиции, чтобы оставаться конкурентоспособным.
-
Клиенты ищут клиники и аптеки рядом с собой, качественная работа с геосервисами — обязательный минимум.
-
Найдите способ улучшить качество обработки заявок, это повысит число записей и продажи.
-
Работайте с отзывами, чтобы повысить надёжность в глазах пациентов.
-
Ночь и выходные — точка роста для всей сферы. Автоматизируйте сбор заявок, если нет ресурсов на дежурного оператора.