Супераппы — горячий тренд на рынке технологий. И, несмотря на громкий маркетинг, они несут в себе всем знакомую идею: возможность решить как можно больше вопросов «в одном окне». Эта идея близка не только бизнесу, но и правительству. Так смогут ли государство и бизнес запустить вместе мега-суперапп, комментирует Иван Павлов, руководитель проектов «Телфин».
Идея супераппа или суперприложения подразумевает, что за одной иконкой в вашем смартфоне скрывается одновременно справочная, дом быта и мини-кинотеатр с персонализированным контентом. А дальше, как в мультике: хочу — такси вызываю, хочу — доставку еды из ближайшего ресторана заказываю, а, может, вообще беру билет на ближайший самолет до Сочи, и прощайте зимние холодные вечера.
Впервые о супераппах заговорили в Китае, где развитие инфраструктуры мобильных платежей и их популярность сделали возможным создание таких мультисервисов (достаточно вспомнить пример WeChat). Интересно, что в силу большей смартфоноцентричности процветает эта модель в первую очередь в азиатских странах: у многих жителей здесь кроме смартфона и мобильного интернета нет никакого другого выхода в сеть. Этим и объясняется не только активность бизнеса с его мобильными сервисами, но и включённость государства в разработку мобильных услуг: часто только так оно имеет возможность достучаться до своих конечных «потребителей».
Супераппы в России
Россия находится где-то посередине между Западом и Азией: главная платформа электронного правительства «Госуслуги» у нас изначально была ориентирована именно на веб-интерфейс. Потом начала активно развиваться и мобильная версия. Разработка «Госуслуг» — очень успешный кейс: по данным Минцифры, на первое полугодие 2022 года у сервиса было 97,5 млн зарегистрированных пользователей, из них 70 млн пользовались мобильной версией.
В этом году Минцифры продолжило работу над персонализацией: предполагается, что мобильное приложение будет подстраиваться под профиль пользователя и предлагать ему из десятков и сотен микросервисов в первую очередь те, которые ему актуальны. Кроме того, ведётся работа над созданием цифровых документов: в России уже сейчас можно предъявить дорожному инспектору водительские права и СТС в виде QR-кода в приложении «Госуслуги Авто».
У бизнеса своя история. Здесь тоже куются супераппы, каждый из которых претендует на максимальный охват аудитории и экосистемность. Их запуск — логическое продолжение развития любой технологической компании, ориентированной на массовый рынок. Ведь если у тебя под брендом существует множество потребительских сервисов, совершенно логично собрать их под одним «зонтиком». На базе собственных приложений супераппы создают Сбер, Тинькофф, Яндекс, VK и другие.
Государство + бизнес = ?
Получается, что государство и бизнес параллельно запустили процессы создания суперприложений. Значит ли это, что где-то они встретятся? Или эти параллельные прямые никогда не пересекутся? И да, и нет. С одной стороны, логика предоставления государственных и коммерческих услуг очень отличается. И даже запуск какого-го кроссфункционала был бы сопряжён с большим числом сложностей, в первую очередь юридических.
С другой стороны, государство нуждается в экспертизе частных компаний в области технологий. Как минимум внимательно за ними наблюдает, как максимум — вовлекается в создание новых инструментов через раздачу субсидий, грантов и прочих дотационных механизмов.
Есть ещё один аспект взаимодействия, который не принято обсуждать и широко афишировать: обмен данными. В первую очередь это получение государством big data от массовых экосистемных сервисов. Супераппы имеют большое влияние в цифровом сегменте, и государство не может оставить без контроля такие ресурсы, поэтому любой частный бизнес в интернете контролируется правительствами стран.
Это касается любой развитой экономики, не только России. Посмотрим на Google, который давно подчиняется Белому дому, или на Яндекс, в топ-менеджмент которого недавно перешёл Алексей Кудрин прямиком с поста главы Счётной палаты РФ. Везде всё одинаково.
Хорошо это или плохо — вопрос философский. Это реальность, которая влияет и на компании, и на их потребителей. В капиталистическом обществе интересы капитала и власти тесно переплетаются: они лоббируют их и поддерживают друг друга. Главное, что поставляет государству технологическая индустрия — это данные, которые являются сегодня новой нефтью.
В чём же профит?
Что приобретает бизнес в обмен на такое сотрудничество? Лояльность власти, субсидии, различные преференции. Например, Tesla не раз получала от американских властей налоговые льготы и землю под свои проекты. Исследовательская деятельность Google много лет подпитывается оборонными заказами. Microsoft начинала как подрядчик по военным контрактам правительства США. Если совсем упростить эту схему, то бизнес получает возможность беспрепятственно развиваться, создавать свои технологии и сервисы, а государство получает дополнительный инструмент контроля и управления.
Могут ли появиться совместные государственно-частные партнёрства? Не думаю, по крайней мере, не на таком рынке, как интернет-услуги. В создании аппаратной базы, серверов и систем хранения данных, наоборот, это уже происходит и будет развиваться, но там совершенно другая логика работы индустрии.
В рунете рынок супераппов уже достиг заметной величины: существует несколько достаточно устойчивых экосистем сервисов. Больше чем 4–5 всё равно не получится построить даже в такой большой стране, как Россия. Те гиганты, что есть, однозначно будут сотрудничать с правительством.
В мире не так много стран, где есть свой поисковик и своя соцсеть. Кроме России, Китая и США сложно привести в пример кого-либо ещё. Наиболее близкой к государству структурой, я думаю, останется VK: это миллионная аудитория, платёжные инструменты VK Pay, активно развивается направление сервисов и медиа. Именно у VK есть все шансы стать российским WeChat, но без государственной поддержки вряд ли это станет возможным. Деньги и власть всегда идут рука об руку, неразрывно. Что вырастет из этого тандема на российской почве — покажет время.