Гульназ Рахматуллина, директор по развитию Topface Media, рассказывает, чем занимается специалист по управлению репутацией, сколько зарабатывает и как им стать.
Профессия «менеджер по репутационному маркетингу» или «специалист по управлению репутацией» развивается быстро: спрос на квалифицированных специалистов растёт, это подтверждают университеты, создавая отдельные факультеты репутационного менеджмента.
ORM (online reputation management) находится на стыке PR, SMM, комьюнити-менеджмента и SEO. Менеджер по управлению репутацией бренда — это сильный менеджер проекта, который погружён в диджитал-сферу, обладает пониманием рекламного рынка и инструментов ORM, а также хорошо ориентируется в социальных медиа. Он проводит регулярную аналитику репутации бренда, отслеживает изменения, и выстраивает стратегию по работе с репутацией.
Чем занимается специалист по репутационному маркетингу?
- Мониторит упоминания бренда и конкурентов, находит негатив и формирует ежемесячные, еженедельные и иногда ежедневные отчёты о ситуации вокруг бренда.
- Работает с текстами: статьи, в том числе SEO-копирайтинг, отзывы и обзоры, посевы на форумах и в социальных сетях. Вычитывает много текстов и согласовывает с клиентами.
- Ведёт коммуникацию от официального лица бренда — отслеживает вопросы и комментарии, оперативно отвечает согласно tone of voice и стратегии, налаживает отношения как внутри официальных сообществ, так и на других онлайн-площадках.
- Разбирается с аналитикой: сравнивает бренд с конкурентами, анализирует негативные тезисы о бренде, ищет инсайты (например, почему на самом деле аудитория предпочитает бренд, чего боится, что любит).
Помимо менеджмента и работы с командой, важная часть профессии — это аккаунтинг. Менеджер по управлению репутацией должен взаимодействовать с клиентом, презентовать стратегию, результаты работы и отвечать за успех кампании. Со стороны клиента часто приходится взаимодействовать с бренд-менеджерами, руководителями SMM-отделов, маркетологами, иногда с руководителями бизнеса или даже директорами.
Что должен уметь специалист по управлению репутацией
Использовать автоматизированные системы мониторинга YouScan или Brand Analytics. Это важный навык для специалиста, отвечающего за репутацию и коммуникации бренда. Заполучите демо-доступ, опробуйте функции и аналитические возможности программ для автоматизированного мониторинга.
Знать и понимать диджитал-сферу. Подпишитесь на СМИ, блоги, каналы о диджитал-коммуникациях в Telegram. Будьте в курсе, изучайте новые кейсы. Если вам интересна репутация, то вам рекомендованы статьи с тегами: #onlinereputationmanagement #sociallistening, #ORM, #SERM, #communitymanagement, #contentmarketing.
Оформлять презентации: Powerpoint, Keynote. Специалисту по управлению репутацией необходимо постоянно презентовать текущую ситуацию, сравнивать показатели с конкурентами, отчитываться о результатах кампании. Без навыков наглядного изложения мыслей и визуального оформления презентаций будет сложно.
Владеть онлайн-инструментами:Google Документы и Google Таблицы. Так как онлайн-репутация динамична, необходимо удобно и прозрачно организовывать процесс для клиента. Умение работать в онлайн-документах позволит вам уверенно ориентироваться в форматах отчётности для клиента.
Работать с таск-трекерами и программами по управлению проектами. Это будет преимуществом для менеджера любого диджитал-направления (Jira, Wrike, Flowlu, Trello для фиксации и постановки задач, Toggl для фиксации времени).
Рекомендация для новичков — внедряйте сервисы для организации личного времени (поддержание чистоты в доме тоже может быть проектом, стажировка, персональные задачи на работе — тем более). Так вы освоите функционал самых популярных программ, приучите себя к порядку и добавите дополнительную строчку в резюме.
Обладать грамотной устной и письменной речью. Вам придётся много работать с текстами, вести коммуникацию с клиентом, писать выводы к отчётам и принимать тексты копирайтеров. Конечно, есть отличные программы для проверки, но без грамотной речи и знания русского языка будет сложно. Так что будьте внимательны, не игнорируйте запятые и храните под рукой учебник Розенталя.
Помимо всего перечисленного, менеджеру по работе с репутацией часто приходится заниматься нестандартными задачами, которые выходят за рамки прямых обязанностей. Нужно быть готовым к тому, что репутационный менеджмент связан с кризисными ситуациями, стрессами — взять хотя бы сопровождение ивентов и спецпроектов. Может возникнуть потребность в работе с инфлюенсерами: найти блогера, договориться, выслать образец продукта на обзор.
Кто работает в команде с менеджером по управлению репутацией
ORM — это комплекс услуг, поэтому нужна команда. В команде менеджер организовывает работу следующих специалистов.
- SEO-специалист. Выполняет задачи, связанные с оптимизацией поисковой выдачи, вытеснением негативных ссылок, продвижением позитивных ссылок.
- Комьюнити-менеджер. Отвечает за коммуникацию с аудиторией бренда.
- Копирайтер. Пишет SEO-оптимизированные тексты, PR-статьи, отзывы, обзоры.
- Аналитик. Привлекается на сложных проектах или на этапе пресейла для подробного аудита репутации бренда или выявления инсайтов.
- SMM-менеджер. Обеспечивает синхронизацию с официальными представительствами бренда.
Сколько зарабатывает менеджер по управлению репутацией
Управление репутацией большая сфера на стыке нескольких компетенций. Здесь зарплаты профессионалов с большим опытом и успешными кейсами доходят до 80 000–100 000 рублей.
Начинающий специалист может ориентироваться на зарплату в 25 000–40 000 рублей в зависимости от региона. Но даже для такой суммы нужен набор базовых навыков и определённый уровень погружённости в сферу.
На момент написания статьи на HeadHunter нашлось почти 300 открытых вакансий менеджера по управлению репутацией и более 1300 вакансий по запросу «работа с отзывами».
Вакансии можно найти по ключевым словам: ORM, SERM, управление репутацией + менеджер/специалист.
Типичный день менеджера в репутационном агентстве
- проверка почты и ответы на письма клиентам;
- разбор алертов из системы мониторинга (поиск кризисных упоминаний о клиентах, выявление рисков) и формирование для клиентов аналитических отчётов о текущей ситуации;
- после разбора писем и проверки инфополя клиентов (не случилось ли ничего ужасного за ночь), переходим к задачам по созданию контента (постановка задач копирайтерам по написанию SEO-статей для попадания в топ-10 поисковой выдачи или написание обзоров для лидеров мнений), вычитка и проверка контента, согласование с клиентом для дальнейшей публикации;
- если запускается новый клиент, то необходимо перед работой с контентом составить грамотный гайдлайн, прописать tone of voice — то есть в каком тоне бренд будет общаться с аудиторией онлайн.
Работая в репутационном агентстве, сложно жить в „режиме сурка“. Каждый день будет что-то новое. К решению новых задач будешь готов только с сильной командой и чётким планом. Поэтому это основа, на которую не стоит жалеть сил и времени».
Какие траектории развития карьеры репутационного менеджера существуют
Один из плюсов профессии — она находится на стыке коммуникационных диджитал-каналов и заставляет прокачивать навыки, необходимые во всей сфере.
Самая простая карьерная миграция — трудоустройство аккаунт-менеджером в агентство смежной сферы и дальнейший рост в аккаунтинге.
Самый логичный рост — рост в старшего менеджера, тимлида и руководителя отдела ORM направления. Если больше нравится анализировать репутацию бренда, делать презентации и придумывать, как улучшить показатели, можно двигаться в аналитику и работу со стратегиями. Это должность аналитика или диджитал-стратега.
При здоровых амбициях и старании — карьерный рост до директора по коммуникациям: человек, который отвечает за все коммуникации, влияющие на репутацию бренда.
Хорошая новость в том, что отрасль развивается, формируются новые отделы и должности. На западе набирает популярность должность инсайт-менеджера (менеджер по мониторингу и аналитике трендов рынка и инсайтов потребителей):
Как развиваться начинающему менеджеру по управлению репутацией
Пока вы будете погружаться в сферу, искать свой путь развития и просматривать предложения агентств, почитайте проверенные и полезные материалы. Эти книги и статьи станут для вас крутым подспорьем, даже если вы смените курс и перейдете в смежные направления: SMM, интернет-маркетинг и другие.
- «Управление проектами, людьми и собой» — электронный учебник Николая Товеровского. Эту интерактивную книгу в обязательном порядке изучает каждый менеджер проекта в нашем агентстве. В ней понятным языком на живых примерах разбираются главные боли и ошибки менеджеров проектов.
- «Инструменты для начинающего проджект-менеджера» — подборка от Дарьи Шкляровой. Здесь собраны инструменты для начинающего менеджера, которые облегчат вам офисную жизнь.
- Блог SERPSTAT — много хороших постов про SERM, PR, контент-маркетинг.
- Блоги репутационных агентств. Они прошли через многое и делятся подходами, идеями, стратегиями, а также обобщают и систематизируют полезную информацию. Тут же можно подглядеть интересные кейсы.
-
Книги, которые не будут лишними для любого диджитал-специалиста:
- «PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила», Михаил Умаров;
- «Короче: меньше слов — больше смысла», Джозеф Маккормак;
- «Лайкни меня! Экономика благодарности», Гари Вайнерчу.
- Вебинары, например, сервиса мониторинга и аналитик социальных медиа YouScan. Кроме собственных вебинаров, у них бывают встречи с приглашенными гостями, где затрагиваются узкопрофильные вопросы. Например, поиск и проработка пользовательских инсайтов.
Как будет развиваться ORM-отрасль в России
-
Предположительно будет расти ценность UGC-контента (user generated content). Это уже активно происходит на западе. Статистика говорит следующее.
- По мнению миллениалов, пользовательский контент на 35% лучше запоминается и вызывает доверие на 50% больше, чем другие медиа. Источник: Business2community
- Отзывы потребителей на сайте могут увеличить конверсию на 74%. Источник: 3dcart.
- 4 из 5 клиентов отмечают, что UGC влияет на их решение о покупке. Источник: Stackla.
- Для 86% миллениалов UGC — индикатор качества товаров и услуг бренда. Источник: DMNews.
- Кампания Burberry, ориентированная на использование UGC контента в своей маркетинговой стратегии, увеличила продажи на 50% по сравнению с прошлым годом. Источник: businesstoday.in
-
В будущем бренды будут подходить более осознанно к работе над репутацией: не просто приходить в репутационные агентства с просьбой «налить побольше позитивных отзывов» или «удалить весь негатив», а больше ценить стратегию и долгосрочный подход, работу над развитием сообщества лояльных адвокатов-бренда.
На западе отзывы на заказ называются fake reviews и относятся скорее к серому методу продвижения. Поэтому будет важна работа от лица бренды и работа с живой аудиторией. - Также вырастет потребность в трендвотчинге, аналитике потребительских инсайтов, то есть в различной качественной аналитике отзывов и мнений.
Надеемся, что изменения в репутационном менеджменте будут про открытый диалог и улучшение отношений между брендами и потребителями.
Источник фото на тизере: David Marcu on Unsplash