Рассказывает Егор Федотов из аутсорсинговой пресс-службы 2N9HT.
Репутацию компании или личности в сети в основном определяют публикации, находящиеся на первых позициях в поисковой выдаче по ключевому запросу. Особенно те, что занимают верхнюю половину страницы в Яндексе и Google, ведь всё, что ниже, не видно до скроллинга.
Если на этих позициях оказываются компрометирующие статьи и антиреклама — действовать нужно незамедлительно. Тогда в работу вступает SERM (Search Engine Reputation Management) — мероприятия по улучшению репутации и созданию положительного мнения.
С чего всё началось
Заказчик, который обратился к нам за помощью, столкнулся с рейдерским захватом своей компании в РФ и вынужден был эмигрировать в США. Против него была развернута агрессивная PR-кампания. Публикации заняли первые позиции в западной выдаче поисковых систем.
Казалось бы, самым надёжным шагом к восстановлению репутации должно быть удаление «всего негативного» силами первоисточника. Другими словами — пойти на сделку с конкурентами и договориться об удалении публикаций. Но решительно настроенные распространители компромата могут пойти на конфликт и усугубить ситуацию:
-
ещё сильнее заполнить интернет скандальными текстами, используя площадки, которые находятся выше в поисковой выдаче;
-
обратиться в суд;
-
оперативно восстановить удалённые публикации.
Чтобы не рисковать, мы решили действовать другим путём.
Удаление из выдачи
В случаях, когда надо действовать быстро и с минимальными затратами, хорошо помогает скрытие публикации из результатов выдачи поисковых систем. Главное знать, в каких ситуациях нужно к нему прибегнуть.
Одну из «клеветнических» ссылок на первой странице поисковой выдачи мы смогли удалить с помощью жалобы на нарушение авторских прав от администратора дружественного сайта. Это один из самых часто используемых и эффективных способов удаления нежелательной информации.
В нашем случае была создана жалоба в Google для деиндексации — удаления интересующей публикации из результатов поисковой выдачи.
Дальше в дело вступают приёмы, призванные сдвинуть публикации с негативом как можно ниже, а ещё лучше — опустить их на вторую страницу Google.
Публикация пресс-релизов
Пресс-релиз — это небольшое, но ёмкое сообщение с целью проинформировать СМИ о событии или новости. Если есть качественный инфоповод, то можно рассчитывать на публикацию в известных изданиях с большими охватами. Но у нас не было времени на создание громкой новости, поэтому решили обратиться к небольшим региональным медиасетям.
За короткий срок мы разослали несколько пресс-релизов, наши публикации попали на первые страницы западной выдачи Google и сместили компрометирующие статьи.
Оптимизация поведенческих факторов
Тоже считается «серым» методом повышения позиций страницы сайта в поисковых системах.
Нужно было сделать так, чтобы поисковики «увидели» интерес пользователей к странице с позитивной или нейтральной информацией о заказчике и переместили её выше негативной. Поисковые системы отслеживают не только переходы по ссылке, но и время, проведённое на сайте, действия пользователей, дочитываемость.
Чтобы всё это организовать за короткое время, мы и воспользовались накруткой. А именно, попросили заинтересованных лиц за деньги переходить по ссылкам и совершать нужные действия. Для этого есть много специальных сервисов, мы использовали Userator.
Таким образом, ссылки с положительной информацией о нашем заказчике, которые были расположены на 4–5 местах, поднялись выше. А скандальные тексты сдвинулись ниже середины страницы.
Но для улучшения и поддержания полученного результата нужны ещё публикации, поэтому привлекли к работе искусственный интеллект.
Рерайтинг с помощью нейросети
За основу мы взяли тексты пресс-релизов, которые написали ранее для публикации в СМИ. И воспользовались Fraze — одним из сервисов для ИИ-рерайтинга.
Суть его работы в том, что нейросеть анализирует текст и особенности поисковой выдачи по нужному запросу. Далее искусственный интеллект создаёт рерайт написанного с учётом оптимальной длины текста, упоминания целевых и «соседних» ключевых слов. Конечно, придётся вносить небольшие правки, но это всё равно упрощает и ускоряет процесс создания новых полезных публикаций.
Наши готовые статьи мы разместили на различных блог-сервисах, часть из которых вышла на первую страницу выдачи в Google. В результате ещё больше текстов от конкурентов «переехали» на вторую страницу с результатами поиска.
А параллельно с этим, чтобы отвлечь внимание пользователей от нашего заказчика, мы применили ещё один «партизанский» приём.
Создание блока знаний
Блок знаний в Google — это окно с информацией о конкретной личности, организации, месте. Он создаётся автоматически на основе сведений из сети знаний Google (Knowledge Graph).
Почему этот блок так важен для SERM?
-
Во-первых, он занимает от трети до половины первой страницы поисковой выдачи, а значит определённо привлекает внимание.
-
Во-вторых, повышает доверие пользователей, ведь подобные блоки чаще всего создаются для авторитетных личностей, знаменитостей и крупных компаний.
Однако мы столкнулись с неоднозначной ситуацией: заказчик не стремился к публичности. Напротив, его желанием было увести, наконец, избыточное внимание от своего имени, а не распространять свежую информацию о себе.
И в этом блок знаний тоже помог! Мы запустили работу над ним по методу собственной разработки, позволяющему создавать блоки знаний для нужных ключевых запросов и выводить в них корректную информацию для формирования согласованного цифрового образа.
Это позволило нам окончательно вытеснить компрометирующие и негативные публикации с первой страницы выдачи.
В случае негативной PR-кампании от конкурентов безопаснее и эффективнее не вступать с ними в конфликт и не требовать удаления нежелательных публикаций.
Для SERM рассылка пресс-релизов может быть полезна даже в случае, когда у вас мало времени и нет «громкого инфоповода». Просто сместите фокус внимания с крупных СМИ на региональные онлайн-издания и новостные сайты.
Нужны ещё позитивные публикации? Тогда на помощь придёт искусственный интеллект. Да, качество и читаемость текстов порой оставляют желать лучшего. Но ИИ знает секреты алгоритмов поисковиков и его тексты могут ранжироваться выше.
Если заказчик не хочет привлекать внимание к своей личности, а, напротив, будет рад «пропасть» из всемирной паутины, могут помочь специально созданные цепочки блоков знаний.
Улучшение репутации в сети — непростой процесс, каждый раз требующий определённой стратегии и свежего подхода. Но если возникла такая необходимость, лучше не тянуть, а сразу обращаться к специалистам.