Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) изучили интернет-платежи пользователей в магазинах разных сегментов — малого, среднего и крупного — за 2022 и 2021 годы. По данным ЮKassa, в 2022 году по сравнению с 2021-м быстрее всего росли небольшие (оборот до 800 тысяч рублей в месяц) и средние (оборот до 6,4 млн рублей в месяц) магазины: на 21% и 20% соответственно.
Кому в интернете работать хорошо
Маркетплейсы укрепили свои позиции: большую часть покупок россияне делают на пяти-шести крупных универсальных площадках.
По оценкам АКИТ, рынок онлайн-торговли в 2021 году составил 3,6 трлн рублей, из них на маркетплейсы пришлось 39% — 1,4 трлн рублей. В 2022 году рынок ecom вырос до 5 трлн рублей, из которых на маркетплейсы пришлось 45% — 2,25 трлн рублей.
Но в 2022 году освободились ниши, которые смог быстро занять малый и средний бизнес. Это локальные бренды одежды, товаров для дома, специализированных товаров — например, для активного отдыха.
Самый большой рост в ЮKassa показали небольшие магазины (с месячным оборотом до 800 тысяч рублей). В них оборот платежей в 2022 году вырос на 21% по сравнению с 2021 годом, количество покупок — на 35%, а число плательщиков — на 13%. Средний чек, хоть и стал на 10% меньше, составил 2 004 рубля, что в два раза больше, чем в крупных магазинах.
Средние магазины (с оборотом до 6,4 млн рублей в месяц) за год выросли по обороту платежей на 20%, количество покупок в них увеличилось на 24%, количество покупателей — на 10%. Средний чек почти не изменился и составил 2004 рубля.
У больших магазинов (с оборотом от 6,4 млн рублей в месяц) оборот вырос на 10%, количество покупок — на 31%. Плательщиков стало на 11% больше, а средний чек снизился на 16%, до 1048 рублей.
Как платили россияне
Когда из России ушли популярные сервисы для бесконтактной оплаты, пользователи и магазины стали искать им замену. Продавцы заинтересовались альтернативными методами оплаты, которые позволяют покупателю быстро заплатить за товар или услугу.
Самый большой рост среди альтернативных методов оплаты в ЮKassa продемонстрировал SberPay. Количество всех платежей этим методом в ЮKassa за год выросло с 7% до 9%, оборот увеличился с 3% до 5%.
В небольших магазинах оборот платежей через SberPay вырос на 113%, средний чек — на 8%, до 1691 рубля. В сегменте больших магазинов оборот увеличился на 120%, средний чек — на 15%, до 1069 рублей. В средних магазинах оборот вырос на 77%, средний чек — на 26%, до 1747 рублей.
SberPay — второй по популярности платёжный метод в ЮKassa после банковских карт. За 2022 год с его помощью оплатили 17% всех покупок в небольших магазинах (рост в два раза), 15% всех покупок в средних магазинах (рост на 77%) и 11% всех покупок в больших магазинах (рост в 2,2 раза).
В небольших магазинах число платежей через SberPay в 2022 году выросло на 97% по сравнению с 2021-м, а число платежей картами — на 40%. У больших магазинов в 2022 году число платежей через SberPay тоже выросло сильнее (на 92%), чем число платежей картами (на 42%).
Хотя доля платежей банковскими картами росла не так активно, как альтернативные платёжные методы, это всё ещё самый популярный способ оплаты. В больших магазинах в 2022 году банковскими картами было оплачено 79% всех покупок (+10%), в средних — 77% всех покупок (+29%), в небольших магазинах — 76% всех покупок (+34%).
В 2022 году российские пользователи стали чаще пользоваться электронными кошельками в качестве альтернативы Pay-методам. Электронный кошелёк ЮMoney — это, по сути, родоначальник бесконтактных платежей: к нему можно привязать банковскую карту и платить в онлайне без ввода данных. Чаще всего пользователи платят кошельком ЮMoney за одежду, обувь, игры и подписки на стриминговые сервисы. В 2022 году средний чек при оплате кошельком был выше, чем при оплате другими способами. Например, у больших магазинов он вырос на 5%, до 877 рублей, у средних — на 8%, до 1087 рублей, а у небольших почти не изменился и составил 836 рублей. Количество всех покупок, оплаченных кошельком, в 2022 году составило 3% в небольших магазинах и по 2% — в средних и больших магазинах.
Методика исследования: аналитики ЮKassa изучили данные более чем 180 тысяч интернет-магазинов, которые проводят более 2 млн успешных платежей в сутки. Рассматривались онлайн-платежи пользователей в интернет-магазинах разных сегментов (малый, средний и крупный бизнес) за январь—декабрь 2022 и 2021 годов. Данные с маркетплейсов не учитывались.