«Только в Steam я потратил 100 тысяч рублей»: какие компьютерные игры любят специалисты диджитал-рынка. Читайте на Cossa.ru

19 января 2016, 13:45
3

«Только в Steam я потратил 100 тысяч рублей»: какие компьютерные игры любят специалисты диджитал-рынка

Го, я создал.


«Только в Steam я потратил 100 тысяч рублей»: какие компьютерные игры любят специалисты диджитал-рынка

Зачем вам это читать?

Недавно кто-то в очередной раз сказал, что компьютерные игры для взрослого человека — это обязательно «несерьезно». Благодаря этому я вспомнил, что пару лет назад видел в&nbsp«Фейсбуке» у Александра Амзина пост про Hearthstone, где в комментариях состоявшиеся на диджитал-рынке люди обсуждали, как лучше проходить героический режим в «Наксрамасе» — колодой на мурлоках или на зверях.

Мы с коллегами как раз недавно разговаривали о том, что диджитал — это не только технологии и рекламные инструменты. В первую очередь — это люди.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Вспомните, как недавно всех объединил своеобразный культурный код «Звездных войн». Игры тоже обладают подобным культурным кодом и дают возможность разным людям найти общий язык.

Поэтому я ради любопытства спросил одного, второго человека, как на их развитие повлияли компьютерные игры — и завертелось…

Зачем вам это читать? Как минимум, узнаете, что Алексей Бородкин из Notamedia благодарен играм за то, что они вывели его на путь аналитики и проектирования; посмотрите на специалистов с непривычной стороны :)

А если этого мало, приведу слайд из исследования 2014-го года «Игровая индустрия в России»:

И свежие цифры: аналитическая компания J’son & Partners Consulting считает, что в 2016 году в России рынок видеоигр вырастет на 16% (до $1,89 млрд) и сравняется по объемам с рынком телевизионной рекламы.

На фоне падающих рынков — неплохая причина поближе познакомиться с этой тематикой.

Вопросы, на которые нужно было ответить:

  • Как вы относитесь к компьютерным играм в жизни взрослого человека;
  • Как вы относитесь к ним в разрезе культурного явления;
  • Играете ли во что-то периодически/постоянно;
  • Во что и почему.

krug copy.jpg
       

Алексей Бородкин

Руководитель отдела аналитики и проектирования в Notamedia

Скажу сразу: я люблю компьютерные игры. Не в том смысле, что я люблю их, как свою жену, — нет, я люблю их, как любят хорошие стейки или, там, закаты.

Играть или не играть — такого вопроса передо мной никогда особенно не стояло. В нашей семье компьютер появился в 1988 году, когда мне было 3 года, и первой моей игрой стал Sopwith, вышедший в свет, как и я, в 1985-м. С тех пор я и играю без перерывов — получается, уже в течение 27 лет.

Зачем я это вообще делаю — вопрос интересный, как и все вопросы, начинающиеся со слов «Зачем». Но я попробую.

Во-первых, компьютерные игры позволяют получить интересные впечатления: от запуска космической ракеты в превосходном Kerbal Space Program до управления тяжелонагруженным трейлером в какой-нибудь Швеции в Euro Truck Simulator 2. Это ни в коей мере не отменяет и не заменяет впечатлений от других вещей в жизни, но интересно расширяет их.

Kerbal Space Program

Во-вторых, многие компьютерные игры хорошо и разнообразно напрягают головной мозг — причем даже в тех местах, которые не напрягаются за рабочий день. Императором таких нагружающих мозг игр я считаю чудовищный по своей глубине и масштабам симулятор гномьей крепости Dwarf Fortress, но можно вспомнить и стратегии вроде Crusader Kings 2 или тот же симулятор космического бешеного инженера Kerbal Space Program.

В-третьих, мне очень интересно наблюдать за развитием отрасли — с 1988 года перед моими глазами прошел весь золотой век компьютерных игр, появилось первое 3D, прошла куча экспериментов с жанрами, и за всем этим безумно интересно наблюдать. Когда помнишь те времена, когда Wolfenstein 3D или Warcraft были свежими, с иголочки играми (как же они меня тогда впечатляли!) — это влияет очень на многое.

Наконец, в-четвертых, некоторые игры крепко заседают в голове и дают много хороших поводов для размышлений, словно это хорошее кино или книга (и это не пустая аналогия: в принципе, отдельные игры можно вполне считать образцами искусства). Таких игр немного, но они есть: например, To The Moon или упоминавшийся выше хтонически-сложный и разнообразный Dwarf Fortress.

Короче говоря, я люблю компьютерные игры. Они не просто стали частью моей жизни — они с детства приняли участие в моем формировании и помогли мне стать тем, кто я есть сейчас. И я уверен, что именно они вывели меня на путь аналитики и проектирования — требования к правильной системной архитектуре и интерфейсам в играх крайне высоки, и постоянный контакт с образцами хорошей инженерной мысли был крайне полезен.


krug copy.jpg
       

Александр Амзин

Медиаконсультант, автор книги «Новостная интернет-журналистика» и основатель сайта «Мы и Жо»

Компьютерные игры — неотъемлемая часть жизни современного взрослого человека. У меня есть аккаунт в Steam, там почти 500 игр, только там я потратил около 100 тысяч рублей, так что да, они составляли и составляют существенную часть меня.

Раньше я постоянно играл в World of Warcraft (начал через год после появления) и Hearthstone. В последнее время многопользовательские игры не так интересны. Иногда запоем играю в игры серии Elder Scrolls — обычно Skyrim или Morrowind, а также прохожу по второму разу игры вроде Half-Life или Portal. Бывают ночи, когда я засиживаюсь на несколько часов в Master of Orion (первый или второй) или же новый X-Com. Один из лучших запоев такого рода у меня был с первой и третьей «Цивилизациями».

Сейчас я отошел от игр, требующих больших затрат времени.

Игры несправедливо складывают в одну кучу, а ведь это давно не только интерактивное приключение. Разные игры поощряют разные уголки мозга, разные линии нашей жизни. Например, Minecraft или Lego Worlds — конструкторская жилка, Elite — исследовательская, Skyrim — желание прожить жизнь не так, как живешь ее сейчас.

Есть популярные сейчас «выживалки», например, Long Dark, где ты оказываешься в занесенной снегом Канаде и можешь помереть от испорченных консервов. Есть неповторяемые принципиально многоходовки — The Banner Saga (рекомендую) или The Yawhg (тоже).

Banner Saga

Часто выделяют приключенческие игры в стиле интерактивных сериалов — например, серии игр компании Telltale, которая выпустила и Walking Dead и Game of Thrones, рассказанные на свой манер. Я отношусь к таким развлечениям иначе. Мне кажется, интерактивные истории — прекрасные имитаторы сопереживания. Они учат человечности эффективнее, чем иная книга или фильм.

Собственно, поэтому хочу порекомендовать несколько хороших игр:

  • To the Moon — четыре часа кажущейся примитивной истории, под конец которой трудно не заплакать. Если понравится, стоит сыграть в A Bird Story того же автора;
  • Gone Home — рассказ о девушке, которая воссоздает осколки своей семьи по брошенным на месте вещам;
  • Life is Strange — о том, как наши поступки влияют на всю нашу жизнь;
  • The Wolf Among Us — прекрасный мир сказок на страницах комикса, срисованного с нашей жизни;
  • The Stanley Parable — рассказ рассказов (и два идейных продолжения — The Beginner’s Guide и Dr. Langeskov, The Tiger, and The Terribly Cursed Emerald: A Whirlwind Heist). Проще всего их описать как интерактивного Борхеса. А ведь есть и совсем эксперименты, например, Her Story.
  • Отдельно хочется посоветовать визуальные новеллы — самые разные. Из русских запомнились Leviathan: The Last Day of the Decade и Everlasting Summer. Но вообще их много, особенно, если не обращать внимания на симуляторы знакомств, а целенаправленно искать интересные истории.

krug copy.jpg
       

Елизавета Трибунская

Директор Web Advance

Я считаю компьютерные игры отличным отдыхом и отвлечением от текущих задач. Главное, чтобы они собой текущие задачи не подменяли. А еще очень полезно вместо того, чтобы поругаться с кем-нибудь, сбросить раздражение на монстрах или команде противника.

Честно говоря, я не вижу особой разницы между компьютерными играми и играми без компьютера. Точно так же, как не считаю, что есть принципиальная разница между общением в сети и по телефону, например. Техническое приспособление, упрощающее какие-то действия. Собственно, игры — это тоже во многом общение, например, я с удовольствием играю вместе с детьми. А их друзья обычно удивляются, что я могу со знанием дела поддержать разговор на игровые темы.

HearthStone

Как-то так получилось, что я играю в игры от Blizzard. Как начала с первого Diablo, так как в него можно было играть вдвоем против компьютера, и Warcraft, так и дальше все пробую. Не пошел только WoW, так как я играю не постоянно и не очень подолгу, а когда есть настроение, и подписка — это не мой вариант. Сейчас это в основном HearthStone и Heroes of the Storm, которые не требуют много времени, а позволяют полностью перезагрузить голову за 15–20 минут и получить от этого удовольствие.


krug copy.jpg
       

Александр Михальченко

SEO-analitik.com

Игры — очень хороший способ прочистить мозг и повалять дурака. Кто-то смотрит телевизор, кто-то читает книги, а я играю. Абсолютное отвлечение от работы в моем случае только полезно.

Все эти ссылки, внутренние оптимизации и прочее здорово грузит голову. Если резко сменить вид деятельности на короткое время, это положительно влияет на мозги.

Компьютерные игры стали неотъемлемой частью культурной жизни. При этом если посмотреть, например, на проработку третьего «Ведьмака» или четвертого Фаллаута, лично у меня отвисает челюсть — слишком реалистично. Так как игры воспитывают подростков, я бы хотел, чтобы они использовались больше для обучения.

Сrysis 2

Сам играю периодически. Любимые игры: Far Cry 2 и 3, почти все части Need for Speed, Сrysis 2. Именно от графики второго «Кризиса» я просто обалдел в далеком 2011-м году. Помню, как играл и не мог оторваться. Даже сейчас иногда переигрываю — ностальгирую.

Пару недель назад установил GTA 5: целый мир с несколькими сюжетными линиями. Очень круто.


krug copy.jpg
       

Никита Ларионов

Эксперт по краудфандингу, менеджер интернет-проектов

Для меня игры — это возможность переключиться. В обеденный перерыв играю на телефоне или планшете. Вечером включаю «плойку». Считаю, что не зазорно обсуждать игры в компании друзей, хвастаться достижениями и делиться ожиданиями. Игры — это такое же хобби, как рыбалка 20 лет назад.

Как культурное явление: игры — это повседневное искусство, каким были книги для поколения наших дедов, кино для наших родителей. Увлечение играми давно потеряло элитарный характер. Игроделы ориентируются на массовый рынок, проводятся крупные выставки, работает машина СМИ. Игры стали казуальными и аддиктивными. Хардкорность и проработанность давно отошла на второй план. Меня это очень сильно огорчает.

Играю периодически, но стараюсь не пропускать крупных релизов. На постоянный серьёзный гейминг не хватает времени. Без ежедневных 1,5–2 часов в MMORPG ловить нечего. Ни прогресса, ни удовольствия от игры ты не получишь.

«Ведьмак 3: Дикая Охота»

Из постоянного — последний «Ведьмак», Metal Gear Solid V: Phantom Pain, Uncharted. Меня быстро увлекают эпизодические игры и интерактивные квесты — The Wolf Among Us, Until Dawn и Life is Strange. Иногда провожу запойные выходные в Heroes of the Storm, но это скорее исключение.

Ценю в играх годный гейм-дизайн и хорошие диалоги. Редко играю в инди. Совсем не переношу конвеерные игровые сериалы: Assassin’s Creed, Call of Duty.


krug copy.jpg
       

Ренат Янбеков

SMM-криэйтор «Вебкот»

Отношусь нормально, считаю обычной мужской забавой, все равно, что выпить крафтового пива в баре с друзьями или погонять на тачках. Ничем не хуже чтения книги или просмотра фильмов — все это развлечения.

Мое мнение — это культурный пласт «второй волны», т. е. он всегда идет после кино и ТВ, но никогда не будет главным. Это по мемам хорошо заметно — спросите знакомых, в курсе ли они, что Лео Дикаприо снова не получил Оскара, и 90% из них кивнут утвердительно. А потом поинтересуйтесь про «атаку ковенантов из Halo», и те же 90% уже будут не в теме.

В работе это тоже чувствуется. В постах для брендов мы постоянно используем мемы из кино, из игр — за всю историю буквально два раза пришлось, и то это были всем известные «Тетрис» и «Марио».

Играю «волнами»: могу на месяц залипнуть в казуальную игру на планшете, не спать из-за нее, потом месяц в ничего не играть.

Battletoads & Double Dragon

Во что именно: как уже упоминал — разные «залипалки» на планшете, но это больше так, чтобы быть в тренде. Настоящая моя страсть — классические 8- и 16-битные игры. Знакомые любому ребенку 90-х Battletoads & Double Dragon, Rock’n’Roll Racing, Contra.

Играю на Gameboy Advance SP и на компьютере, с эмулятором и геймпадом. По роду деятельности каждый день имею дело с картинками — рисуем комиксы для брендов, и мышление у меня такое, «заточенное» под 2D.

Старые игры создавались простыми средствами: например, если присмотреться, то усы Марио это просто черный прямоугольник, но ведь это же считывается, включается фантазия! За это старые игры и ценю. А 3D-игры я так и не полюбил. Понимаю, что это круто, что это целый мир, но это не мое.


krug copy.jpg
       

Павел Федоров

Редактор «Нетологии»

Отношусь положительно, но только не вместо семьи и работы. Исключение: когда игры — работа.

Игры сейчас — это самостоятельные истории. В 14 лет я проматывал диалоги, лишь бы побыстрее завалить очередного гоблина из мушкета, а теперь читаю и вникаю в суть истории. В РПГ прокачиваю не силовые навыки, а всё, что связано с переговорами.

Fallout: New Vegas

Скачал «Фоллаут 4», а он, зараза, на моём корыте не работает. Уже год играю в «Фоллаут Нью Вегас». За год наиграл 55 часов. Так себе регулярность.

Обычно на распродажах в «Стиме» скупаю кучу интересного, но не играю.


krug copy.jpg
       

Александр Гридасов

Мастерская убедительных слов «Айда»

Среди частей личности особое место занимает «Внутренний ребенок». В то время, как в ипостаси «Взрослого» человек работает, открывает и закрывает стартапы, ребенок тоже имеет потребности: в любви, заботе, принятии и веселье.

Игры, как и хобби, помогают оставаться в контакте с «Внутренним ребенком». Это значит быть более цельным, более гармоничной личностью. Так что компьютерные игры — полезная вещь: проигрывание воображаемых ситуаций вроде борьбы с врагом помогает реализовать вытесненные чувства (агрессия), потребность в доминировании. Игры развивают фантазию, принятие решений и эмпатию — все это необходимо творческому работнику.

Играть нужно, если хочется. Единственное, обычно играть после определенного возраста уже неинтересно, потому что компьютерные достижения не вдохновляют. Если человек убегает в игры, это повод задуматься о том, чего в реальной жизни он так боится: неудачи, успеха или проявления себя.

Игры — огромная часть поп-культуры, да и субкультурные, артхаусные игры прекрасно существуют в своем сегменте. Я приветствую все, что касается игр — мифология, героика, легкий фанатизм в карнавальном духе, когда люди переодеваются в героев игр и немного отпускают узды самоконтроля.

Плюс игры — это огромная индустрия для реализации творческих людей. Я и сам немного участвовал в процессе создания игры как текстовик, и это чистое удовольствие.

Периодически играю в шутеры, обычно выпущенные до 2010 года. С каждым годом в них все меньше действия, и все больше сцен, где ты — просто зритель.

Total War: Rome

Пару раз в год играю в стратегию Total War: Rome или Medieval — это восторг для любителя военной истории с амбициями полководца)).

Недавно жена подарила мне Денди — игры на ней самые интересные, а 8-битная примитивность обладает неотразимой харизмой. Детский гештальт — световой пистолет!


krug copy.jpg
       

Виктор Фомин

Редактор Cossa

Компьютерные игры в жизни взрослого человека я воспринимаю как Кубик Рубика со множеством смыслов — от простого развлечения до иллюстрации философских концепций. Постараюсь рассказать про самые важные для меня грани:

  • Плохая сторона игр: возможная зависимость. Иногда по разным причинам цепляет даже взрослых. В «Теории Большого Взрыва» была серия, в которой Пенни подсела на онлайновую игрушку, так как у нее с работой не складывалось. А ребенку сопротивляться еще тяжелее. Если вы подросток-интроверт, игры — удобная возможность залезть в раковину и сидеть там, отгородившись от реального мира. Я прошел через это в детстве и сейчас вижу такие же примеры в семьях знакомых. Для родителей это тяжело: попытки оттащить ребенка от компьютера ничем хорошим не заканчиваются.
  • С другой стороны, это теперь естественная среда развития для детей. У нас дочка еще читать и одеваться толком не умеет, зато отлично рубится на смартфоне в «Милых пони». От этого никуда не деться.
  • В целом, у меня сформировалось впечатление, что мы живем в игре:) В индуизме есть понятие «лила», согласно которому, реальность — это игра Бога. В других религиях и философских школах (и даже в современной физике) тоже часто встречается эта мысль. Поэтому я смотрю на шлемы виртуальной реальности Oculus Rift и на другие гаджеты, которые помогут еще более полному погружению в игры, как на еще один шаг к «зацикливанию» — игра в игре, игра в игре — как в фильме «Тринадцатый этаж».

В смысле культурного явления я рассматриваю игры как образовательные объекты. Бесполезно запрещать их ребенку — это все равно, что запретить рыбе воду — но можно попробовать сформировать вкус. Например, я хочу показать малой Brothers: A Tale of Two Sons, это замечательная история о семье и взаимопомощи. Ее надо проходить вместе, помогая друг-другу.

Brothers: A Tale of Two Sons

Играю в последние годы редко. Я вырос на играх типа Planescape: Torment, поэтому большинство современных блокбастеров разочаровывают. Заметна тенденция к упрощению. Взять для примера хотя бы серию Elder Scrolls: в Morrowind нужно было искать места на карте, ориентируясь на примерные координаты — тебе говорили «ищи пещеру на северо-востоке от горы», и ты искал. Иногда это доводило до белого каления — но как же было приятно, когда ты все-таки находил желаемое или разгадывал непростые загадки!

В Oblivion уже прикрутили компас для ленивых, в Skyrim сделали еще проще. Skyrim я удалил через пару десятков часов, и не только из-за картографии: не понравился сюжет, обилие даэдрических доспехов, ну и после этого уже никакой речи о погружении вообще быть не могло.

Полюбил инди и «рогалики» с permadeath (игра без сохранений, ошибка приводит к смерти): изредка ставлю что-нибудь маленькое, с высоким уровнем сложности и издеваюсь над собой.

Также люблю необычные проекты, ломающие «четвертую стену» — как Stanley Parable, о котором вспоминали выше. Еще нравятся медитативные игры студии Chinese Room — Dear Esther и их недавний Everybody’s Gone to the Rapture.

И, конечно, большое спасибо «Кикстартеру» за большую, вкусную RPG «старой школы» — Pillars of Ethernity. Надеюсь, у меня когда-нибудь дойдут до нее руки.


Источник картинки на тизере: Neurorexia

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is